Возврат в МЕНЮ

ДВ №44 от 29 октября 2003 стр. 1,7

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 

зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009), основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок».

     

Великому почину – 45

Советский Союз был страной починов, которые потом подхватывали повсеместно. Но, пожалуй, самыми-самыми были два почина – шахтера А.Г. Стаханова и прядильщицы В.И. Гагановой, которые гремели по всему СССР, о них не забыли и в наше постсоветское время. Конец 60-х гг. прошлого столетия – триумф гагановского движения, и наш маленький текстильный городок был вновь на слуху. Давайте заглянем в Советский энциклопедический словарь: «Гаганова Валентина Ивановна (род. 1932), новатор производства в легкой промышленности, Герой Социалистического Труда (1959). Член КПСС с 1957. Будучи бригадиром прядильщиц на ф-ке Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината, выступила в 1958 инициатором движения за переход передовиков производства на отстающие участки, чтобы поднять их до уровня передовых. Чл. ЦК КПСС в 1961-71. Деп. ВС СССР в 1962-66».
Нынешний год юбилейный дважды: 300 лет Вышневолоцкой водной системе и 45 – гагановскому почину. Мероприятия и торжества, посвященные водной системе, прошли весной и летом, а в пятницу 24 октября состоялся юбилейный вечер «Великому почину – 45». Предвидя, что Валентина Ивановна очень занята в предъюбилейные дни, я всё же рискнула позвонить ей и напроситься на небольшое интервью и не ошиблась: «Для своих-то найдем время», – ответила она.
И вот я в небольшой квартире на 3-м этаже. Из кухни доносились вкусные запахи, маленькая собачонка услужливо подносила тапочки, а потом с ними же носилась по всей квартире, не обращая внимания на занятость своей знаменитой хозяйки и ее гостьи. Сразу же побеседовать не удалось. Только что поговорив по телефону с журналистами НТВ, Валентина Ивановна поспешила к телевизору: как раз начался фильм о ней по вышневолоцкому ТВ. И замелькали кадры прошлых лет: Гаганова в цехе хлопчатобумажного комбината, в Москве на трибуне с Н.С. Хрущевым, с Юрием Гагариным в Вышнем Волочке. А вот директор вышневолоцкого краеведческого музея Г.Г. Монахова рассказывает о своих встречах с Гагановой и о музейной экспозиции, посвященной гагановскому движению. Фильм закончился, и опять пошли звонки. Помнят, не забывают Валентину Гаганову.
И всё же удалось урвать несколько минут общения с легендарной прядильщицей. Правда, она сразу же огорошила ответом на просьбу рассказать о своем почине: «А никакого почина и не было. Я считаю, что ничего особенного не свершилось. Я была секретарем комсомольской организации, у меня был опыт, так что для меня это не составило никакого труда, и ничего геройского в этом не было».
 – Валентина Ивановна, как изменилась ваша жизнь, после того как вы стали знаменитой?
– Да как изменилась… Труднее жить стало: получала множество писем, звонков, постоянные встречи, общественные нагрузки, обмен опытом.
Я знаю, что вы обменивались опытом не только в нашей стране, но и за рубежом.
– Да, была по обмену опытом во Вьетнаме, в Венгрии. С делегацией ездила в Турцию, была на фестивале молодежи в Германии. Сами понимаете, как это трудно, когда на тебя и твои руки столько глаз смотрит. Но было и приятно, что представляешь свою страну, и я нигде ее не подвела. А в основном от поездок отказывалась: и работы много, и семья.
Как семья относилась к вашей всесоюзной известности? Сын Сережа тогда еще был маленьким, в школу не ходил. Вы такая знаменитая, вас буквально рвут на части. Муж недовольства не проявлял?
– Еще как проявлял! Но что делать? В то время мне помогала родственница, часто оставалась с Сережей, очень его любила. А я не хозяйка себе была тогда.
Так же ответил Ю.А. Гагарин, когда вы пригласили его к нам в Вышний Волочек. Я прочитала об этом у Р. Матюнина в «Тверском посохе».
– Да, он сказал: «Я же не хозяин своего положения, как и ты не хозяйка, ты же понимаешь». Дал мне телефон генерала Каманина, и мы с секретарем горкома КПСС Т.Ф. Полянской стали звонить. Каманин был на месте и сказал: «Ну как я вашей Гагановой могу отказать!»
А правда ли, что ваш сын осмелился ударить первого в мире космонавта?
– Это было в Москве, на съезде. Гагарин узнал, что ко мне приехал муж с Сережкой и пришел в гости в гостиницу, принес яблок (ему как раз смоляне привезли огромную корзину яблок) и игрушки: пароходики, самолетики, – и были они коричневого цвета. Гагарин решил его подразнить: «Дай-ка я их попробую, наверное, они шоколадные» – и поднес к губам. А мой Сережка закричал: «Дядя Юра, они же не шоколадные!» – и хлоп его по губам.
– Маленькому ребенку простительны такие вольности. Валентина Ивановна, жизнь у вас была насыщенная, плодотворная, общались с первыми политиками страны, с Хрущевым, Брежневым, Кириленко, Косыгиным.
– Приходилось, и не раз. И всегда что-то просила для города. Однажды пришла на прием к Андрею Павловичу Кириленко. Там были секретари всех союзных республик. Помощник спросил фамилию, пошел доложить и сказал: «Проходите, пожалуйста». Я подаю бумажку в отношении Дома культуры (у нас тогда еще был клуб имени Карла Маркса). Вопрос решился практически сразу, через три дня. Я приехала в Волочек, уже денежки были здесь. Косыгин никогда не отказывал, всегда помогал. Но я ни разу, ни у кого ничего не просила для себя. Меня два директора фабрик переманивали к себе, сразу квартиру предоставляли.
– Не жалеете сейчас, что не остались тогда в Москве?
– Немножко, наверное, и жалею. А вообще, грех обижаться: 13 лет отработала мастером, 47 лет стажа. По жизни в основном попадались хорошие люди, хотя и без завистников не обошлось. Некоторые думают, чего только у меня в квартире нет, а когда увидят, успокаиваются. А для меня сейчас самое главное – здоровье.
И тут вновь зазвонил телефон, и, пожелав хозяйке столь желанного для нее крепкого здоровья, я поспешила оставить ее с юбилейными хлопотами.

Возврат в МЕНЮ