Возврат в МЕНЮ

ДВ №42 от 16 октября 2003, с. 3.

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 

зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009), основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок».

     

Был ли Петр I в доме Сердюкова?

Вышневолочанам знакомо обшарпанное здание с четырьмя колоннами, находящееся на берегу Цнинского канала, на пересечении трех улиц: Подбельского, Артюхина и Ленинградского шоссе. На экскурсиях его представляли как Екатерининский путевой дворец. До недавнего времени так думало и большинство краеведов. И вот на первых краеведческих чтениях историк архитектуры из Москвы, научный сотрудник института искусствознания Г.К. Смирнов преподнес краеведам неожиданное открытие. Оказывается, Императорский путевой дворец, построенный в 80-х годах XVIII века, находился на месте нынешней школы № 6. А то здание, которое долгое время считали путевым дворцом – городская усадьба, являющаяся одним из лучших гражданских зданий Вышнего Волочка. Так что в масштабах нашего города это маленькая краеведческая сенсация. Георгий Константинович – составитель и один из авторов «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России», две книги которого, посвященные Тверской области, вышли в свет в 2002 году. Совсем недавно он в очередной раз побывал в нашем городе и согласился дать интервью газете «Древний Волок».
– Георгий Константинович, как появился этот проект по исследованию памятников архитектуры Тверской области?
– Этот проект является частью общероссийской программы, которая родилась еще в конце 60-х годов теперь уже прошлого века. Было совместное постановление Правительства, Министерства культуры и Академии наук о своде памятников архитектуры и монументального искусства. А примерно с 70-х годов началось обследование памятников Тверской, тогда Калининской, области. На тот момент в области значилось, если я не ошибаюсь, 30 памятников архитектуры. Сейчас их больше 3000. А на самом деле мы включаем в наш «Свод…» гораздо большее количество памятников по сравнению с теми, что стоят на охране официально.
– А как проходит ваша деятельность? Вот вы приезжаете в какую-то местность, исследуете интересные исторические объекты, а затем обращаетесь к архивным или каким-то иным источникам?
– Нашу работу можно разделить на три этапа. Во-первых, предварительное исследование – подготовка к командировке, экспедиции, которая заключается в составлении списка маршрута и выявлении по разным источникам (литературным и архивным) объектов для обследования. Второе – это сама экспедиционная деятельность, выезды на место и обследование памятников на натуре, т. е. их описание, обмер плана и фотофиксация – как снаружи, так и внутри. И 3-й этап – камеральная обработка материалов, когда мы уже возвращаемся домой. Что это означает? Мы вычерчиваем чертежи натурных обмеров, печатаем фотографии и составляем либо паспорта, либо пишем тексты для будущей книги.
– Георгий Константинович, я хочу напомнить наш недавний спор о времени строительства дома М.И. Сердюкова. Ведь на экскурсиях экскурсоводы говорят туристам о том, что этот дом был построен во времена Петра I и тот не раз бывал в нем.
 – Пока, как мне кажется, этот усадебный комплекс в существующем ныне виде сложился все-таки немного позднее, чем это принято считать.
– То есть после смерти Петра I?
– Скорее всего, да. Хотя сейчас у меня нет прямых доказательств этого, так же как нет и доказательств того, что этот дом Сердюков построил во времена Петра I, в 1719-1720 гг.
– Это как раз то открытие, которое не обрадует вышневолочан. Хотелось бы, чтобы этот дом был пронизан духом, присутствием великого государя.
– В любом случае, эти места Петр I посещал, но то, что он бывал в стенах именно этого дома, еще требуется доказать.
– А еще вы говорили об архитекторе С. Чевакинском.
– О Чевакинском у меня пока одна строчка в архивном источнике 80-х годов XVIII века. Там говорится, что он занимался в Вышнем Волочке разбивкой кварталов. Но это позволяет надеяться на то, что может выявиться еще что-то интересное. Рискну сделать предположение, что проект Казанского собора вполне может принадлежать Савве Чевакинскому. Колокольня была построена позднее, скорее всего по проекту Штенгеля, губернского архитектора. А сам собор очень похож на подлинное произведение Чевакинского, в частности на церковь в Хотилове.
– Какие интересные открытия вы сделали в других городах и районах Тверской области?
– Нет, пожалуй, таких открытий, как в вашем городе, больше не было. Хотя было множество уточнений, выяснений по различным постройкам. Больше всего это касается Твери.
– Георгий Константинович, характер вашей работы требует постоянных разъездов, командировок. А как к этому относится ваша семья?
– Вопрос очень хороший, и его многие задают, особенно те, кто знает, что у меня большая семья – пять детей. И действительно, кажется даже странным, предосудительным, что я половину времени в году провожу вне дома. Что я могу сказать в свое оправдание? Во-первых, у меня замечательная жена, которая понимает род моей деятельности, понимает, что я без этих поездок просто не смог бы ни жить, ни работать. Сама она на первом этапе нашей совместной деятельности (супруга Елена Николаевна заканчивала тот же институт искусствознания, что и сам Г.К. Смирнов. – Прим. ред.) постоянно со мной ездила, но когда пошли дети, уже было всё сложнее. Сейчас, когда дети уже подросли, я стараюсь в летнее время брать одного или двух детей с собой в экспедиции. А жена работает по подготовке чертежей к изданию. Все чертежи, которые опубликованы в томах «Свода монументальных памятников...» не только Тверской, но и Смоленской, Ивановской областей, подготовлены ею.
– Вы уже не впервые в нашем городе. С какими чувствами вы приезжаете в Вышний Волочек? Как Вам здесь работается, дышится?
– Вышний Волочек для меня занимает особое место среди других провинциальных городов России, которые я вообще, в целом, люблю. А ваш город привлекает своим своеобразием, потому что, не отличаясь, как, скажем, Торжок, Торопец, богатыми живописными рельефными особенностями, Волочек уникален своими каналами, своей правильной регулярной застройкой, которая позволяет его сравнивать с Петербургом. Но в то же время он сохраняет обаяние маленького города.  И работается здесь хорошо не только из-за того, что это такой город, но и из-за людей, живущих в нем. Когда я сюда приезжаю, у меня не бывает проблем, всегда хорошо встречают. Смею надеяться, что у меня здесь есть друзья, а это очень приятно. Причем хочется приезжать в Вышний Волочек в любое время года, потому что в каждый сезон свои особенности. Когда я в этот раз собирался сюда ехать, то мечтал пошуршать листьями по набережным каналов. Конечно, это очень здорово!

Возврат в МЕНЮ