Возврат в МЕНЮ

ДВ №41 от 18 сентября 2003 стр. 3, ДВ №42 от 16 октября 2003 стр. 3

 

Зигерт Галина Евгеньевна

 

зам. редактора Альманаха ВИКа (с 2003 г.) и газеты «Древний Волок» (2003-2009), основатель и учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, зам. председателя ВКОиС, директор экскурсионного агентства «Волок».

     

Достойный сподвижник Петра

Из статьи А.И. Штукенберга «Осип Иванович Корицкий»

Как мы и обещали, весь этот юбилейный год в каждом номере газеты публикуется материал, имеющий отношение к истории Вышневолоцкой водной системы. Особенно много публикаций пришлось на долю Михаила Ивановича Сердюкова, что очень отрадно. Большинство из них – статьи современных исследователей, и основаны они на выверенных данных, подтвержденных архивными и другими документальными источниками. А ведь о Сердюкове писали и раньше, в XX, XIX и даже в XVIII веке, когда он жил и творил. Многие «белые пятна» в его жизни и деятельности сейчас уже расшифрованы, но нам представляется весьма интересным опубликовать более ранние материалы о Михаиле Ивановиче; каким его видели люди, жившие еще в то время, когда вовсю действовала водная система и были еще живы те, кто помнил семью Сердюкова. Одна из таких публикаций принадлежит перу нашего земляка, инженера путей сообщения, строителя, исследователя и поэта Антона Ивановича Штукенберга (1816-1887). Мы представляем на суд читателя отрывок из его статьи «Осип Иванович Корицкий».

Петр Великий, основав в 1703 году Петербург и заботясь о доставлении продовольствия для своей новой столицы, как мы уже заметили, из трех представлявшихся водяных сообщений от Волги до Балтийского моря, прежде всего обратил внимание на вышневолоцкое, так как соединение Тверцы и Цны представляло наиболее удобства, хотя перевал из одной в другую был всегда беден водою и заменялся еще до того волоком, который, как верхний, дал название городу «Вышний Волочек». Таким образом, по повелению Петра, был выкопан канал, тогда называвшийся Вышневолоцким, а теперь известный под именем Тверецкого. Длиною он был в 3 версты, спрямил реку Тверцу и произвел сказанное выше староречье1. Канал этот в том виде далеко не оправдал ожиданий царя. Весь путь вообще оказался труден от недостатка воды, быстроты реки при восхождении и опасности плаваний через озера. Вышневолоцкий канал мало-помалу приходил в запущение и начал заноситься; плохо сделанные деревянные сооружения пришли в ветхость, так что в 1710 году Петр Великий уже стал помышлять о проведении другого постоянно удобного водяного пути. По всей вероятности, Вышневолоцкая система попала бы в полное забвение, если бы не явился ее восстановитель. То был Сердюков, которого можно назвать настоящим творцом этой системы; он и Корицкий2 два человека, которых имена неразрывно связаны с историей вышневолоцкого пути.
Сердюков, житель Новгорода, родом калмык3, был замечен Петром Великим – 26 июня 1719 года состоялся высочайший указ, которым дозволялось новгородцу Михаилу Сердюкову, по его собственному усмотрению, для свободного судоходства по каналу у Волочка и по реке Тверце и Цне засорившиеся места канала и рек прочистить, сооружения восстановить и прорыть проход из Шлины в Цну. Далее указ гласит, что Сердюкову в вознаграждение за труды и издержки на устройство и исправление судоходного пути дозволяется на упомянутых реках, каналах и шлюзах устроить мельницы с удобным пропуском для судов и владеть ими 50 лет, не платя никаких повинностей; также предоставлялось ему исключительное право учреждать в этих местах питейные дома и базары и взимать с проходящих купеческих судов пошлину, которая будет определена, когда судоходство установится беспрепятственно.
Таким образом, водворился в этой местности Сердюков, достойный сподвижник Петра I. Портрет4 этого замечательного человека я еще видел в Волочке у одного купца. Сердюков представлен с небольшою седою бородою, седыми же волосами, быстрым взглядом; одет в зеленом бархатном (вероятно жалованном) кафтане, украшенном галунами и золотыми кистями; в руке у него циркуль. В народе еще жива память о деятельном и предприимчивом Сердюкове. Содержа вверенную ему систему судоходства и пользуясь данным правом, он построил на реке Цне, в 3 верстах выше ее разветвления, т. е. раздельного пункта системы, большой лесопильный завод; для плотины здесь представлялось большое удобство, потому что Цна проходит в глубоком корыте, огражденном с боков, особенно с правого, высокими, хотя и не обрывистыми берегами. Этот-то завод, с его подпорным прудом, был зародышем знаменитого Заводского водохранилища.
Местоположение около плотины очень красиво: каскадом падающая вода, гористая даль правого берега и, наконец, промышленная жизнь, все это, вероятно, было поводом к тому, что Сердюков у завода основал свое местопребывание, построив на правом берегу два каменных дома и каменную кладовую5 с разными пристройками; он развел от конца плотины, вниз по реке, сад, в котором на горе был выкопан пруд, а из пруда под гору проведена вода подземною чугунною случайно открытою трубою, питавшею фонтан.
Строения и сад сохранились и поддерживаются; здесь бывает гулянье 1 Мая. Дома Сердюкова построены очень прочно, во вкусе голландских, и из опасения посещавших эти места разбойников, снабжены железными дверями и ставнями. Петр Великий не раз гостил у Сердюкова, и для его приезда был назначен один из домов6, который потом долго оставался нежилым.
В доме, где жил сам Сердюков, я часто бывал, и около 1826 года в нем сохранилось все в первобытном виде. Внутренняя отделка изобличала понятие о комфорте, стены были обложены от полу на высоту окон дубовыми филенками, альков украшен позолоченною резьбой рококо и повсюду еще существовала старинная дубовая мебель. Все это теперь исчезло и забелено однообразно, характер старины исчез и остался бессмысленный истукан кирпичной кладки, сделанной чрезвычайно прочно.
По смерти Сердюкова наследовали его права сыновья, которые, к сожалению, пошли не по отцу; судоходством стали управлять жена его и сын Иван, который вскоре погиб на самом заводе. Рассказывают, что, будучи в нетрезвом виде7, он катался верхом на бойкой лошади и хотел непременно заставить ее проехать по плотине завода; лошадь долго сопротивлялась, но наконец, как бешеная, вскочила на плотину, бросилась с высоты ее в водопад и увлекла за
собою седока; таким образом погиб этот сын Сердюкова.
Видя неурядицу управления вышневолоцкими каналами8 (кроме Тверецкого, Сердюков прокопал канал Цнинский, оконченный им в 1722 году), правительство купило у наследников Сердюкова данное ему право и все, им построенные сооружения за 170 тысяч рублей.

____________________________________________
1. В этой же статье чуть выше А.И. Штукенберг пишет: «...снимая в 1843 году для проведения железной дороги окрестности Волочка, я точно выследил теперь заглохшее и частью застроенное староречье реки Тверцы, по которому она природно сливалась с Цною около того места, где теперь стоит церковь, построенная купцом Ванчаковым... у моста, тогда называвшегося крытым при начале Тверецкого канала».
2. Осип Иванович Корицкий – видный инженер-гидротехник, директор Вышневолоцкой водной системы в 1824-1829 гг. Провел коренную реконструкцию водной системы, результатом которой было значительное улучшение судоходства.
3. Из показаний Сердюкова на допросе в канцелярии Святейшего Синода мы узнаем, что «рождением он мунгальского народа, родился при реке Селинге...» Исследователь М.Д. Юмжапова определяет его принадлежность к племени цонголов – селенгинских бурят, выходцев из Монголии.
4. Очевидно, речь идет о портрете, который ошибочно выдавался за изображение Сердюкова в старости, что ввело в заблуждение многих авторов.
5. Речь идет о нынешнем пос. Водохранилище, где и расположена усадьба М.И. Сердюкова. В настоящее время от усадебного комплекса остались главный дом, жилой флигель, конюшня и расположенный обособленно служебный корпус (возможно, та самая каменная кладовая, о которой пишет Штукенберг).
6. Документы, подтверждающие, что для приездов Петра был назначен один из домов усадебного комплекса, к сожалению, пока не найдены.
7. Описание гибели Ивана Сердюкова в нетрезвом виде также на уровне слухов, точных данных об этом факте нет.
8. Неурядицы в управлении водной системой начались уже после смерти Михаила Сердюкова и его сына Ивана, когда наследником сердюковского дела стал непутевый внук Михаил, названный в честь деда. Несмотря на получение столь крупной суммы, он ухитрился всё растратить и разориться, оставив своих дочерей без всяких средств.

Возврат в МЕНЮ