Возврат в МЕНЮ

ДВ №20 от 15 мая 2003, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Памятные даты
Вышневолоцкой водной системы

1673. Шведский офицер, инженер, разведчик Эрик Пальмквист впервые описал возможность постройки канала между реками Цной и Тверцой.
1678. Родился гениальный гидротехник-самоучка, создатель и содержатель Вышневолоцкой водной системы Михаил Иванович Сердюков – Бароно, Имегенов сын.
1703, 12.01. Пётр I подписал Указ о «...начале перекопных работ близ Вышневолоцкого яма».
1703, июнь. Голландскими мастерами начаты работы по прокладке канала.
1704, 20.01. Из отчёта первого управляющего строительством Матвея Гагарина Посольскому приказу: «Из полученных 3.636 руб. 24 коп. куплено инструментов: лопат, топорков, леек, насосов и прочих инструментов, а так же на наем кузницы – 62 руб., за выделку кирпича – 100 руб., рабочему народу в числе 5280 человек за каждые 8 дней по 3 коп. – 1105 руб. 91 коп., рабочим 567 человек, которым провиант был наперед отпущен, каждому по 10 коп. – 56 руб. 70 коп., 10 иностранным мастерам с 1 декабря 1702 года по 1 августа 1703 года за 8 месяцев – 1656 руб. 24 коп. Итого 2960 руб. 85 коп.».
1706, 30.10. Первое сообщение о строительстве первого судоходного канала в России в первой российской газете «Ведомости»: «Понеже и нынешнего лета чрез сию перекопь вышепомянутыми реками проведено 672 судна...»
1709. Голландскими мастерами закончены работы на строительстве канала, но «...выполненные работы были столь же несовершенны с гидротехнической стороны, сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства».
1709-1719. В год через каналы проходило не более 400 судов и плотов, которые перевозили около 120 тыс. пудов груза.
1719, 11.05. Встреча Петра I и М.И. Сердюкова, на которой шла речь о «прожекте» Сердюкова: «Також в реку Цну и в канал и в Тверцу сделать... и реку Шклину перекопом чрез озера пустить, своим иждивением».
1719, 26.06. Указ Петра I об отдаче М.И. Сердюкову Вышневолоцкого водного пути в содержание.
1719, 01.08. М.И. Сердюков приступил к работам по реконструкции водного пути.
1720, 01.04. Указ Сената – инструкции Льву Челищеву (первые правила управления судоходством на Вышневолоцкой системе).
1722. М.И. Сердюков закончил все основные работы по коренной реконструкции гидросооружений. В «доношении» на имя Петра он сообщает, что им построены два «слюза» – на Цне и Тверце, плотина на Шлине и Цнинский канал. Из доклада Сердюкова: «Чрез те построенные мною слюзы от Твери в Санкт-Питербурх в 1720 году прошло 1335 судов, а в 1721 году – 2239 судов».
1722. У Михаила Ивановича Сердюкова родился сын Иван.
1735. Указ Сената от 26.09. Утверждён проект Сердюкова, и ему выделены деньги в сумме 12290 руб. С момента воцарения Анны Иоанновны Сердюкова неоднократно пытались отстранить от управления водной системой, но все попытки закончились неудачей. Победил М.И. Сердюков.
1740-1741, зима. Сердюковым создано водохранилище площадью около 6 кв. км и подпором воды 2 метра. Для этого на реке Цне на месте небольшой Заводской плотины была сооружена новая плотина больших размеров с тремя спусками (пролётами).
1742. Начаты работы по устройству бечевника и фарватера по реке Тверце. Работы продолжались до 1749 года.
1742. Указ Елизаветы от 15.10 о «всемилостивейшем пожаловании вышневолоцких слюзов содержателя Михаила Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне».
1744, 08.11. Иван Сердюков получил в Сенате Указ приступить «к уничтожению вредительных боровицких порогов». Работы эти, еще более грандиозные, чем на Тверце, продолжались вплоть до смерти М.И. Сердюкова.
1745. «Марта 19 дня пожалован Михаил Сердюков коллежским советником, а сын ево Иван Сердюков коллежским асессором».
1754 или начало 1755-го. Умер Михаил Иванович Сердюков.
1761. Погиб Иван Сердюков. Наследником стал 17-летний Михаил.
1765-1775. По вышневолоцкой системе проходит в год от 2400 до 3000 судов с грузом от 10 до 15 миллионов пудов.
1772, 1 июля. В Казанском соборе новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс зачитал указ Екатерины II об учреждении Вышнего Волочка городом.
1774. Указом Сената вышневолоцкие каналы и шлюзы переданы в казённое содержание. Первым директором водяных коммуникаций стал новгородский губернатор генерал-поручик Я.Е. Сиверс, по предложению которого водная система перешла к государству.
1777. Через Шлиссельбург в Неву прошли 5997 судов: 428 – с Мсты; 445 – с Тверцы; 710 – с Верхней Волги; 926 – с Волги (Тверь, Рыбинск); 1305 – с Ильменя; 345 – с Камы; 1838 – с Ладоги, Сяси и других рек.
1778. Утверждён штат Вышневолоцкой водной системы – 13459 руб. 70 коп. в год.
1783. Предпринято составление гидрографического описания всех рек и озёр Вышневолоцкой водной системы.
1785. В Вышний Волочёк для осмотра водяных коммуникаций приезжала императрица Екатерина II.
1786, 11.03. Указом на имя Архарова отпущено 285311 руб. 17 коп. на постройку каменной Заводской плотины, Мстинского шлюза, Уверского и Березайского бейшлотов и бечевника по реке Мсте, сверх того отпущено из Кабинета до 1797 года на другие работы 474875 руб. В течение10 лет все работы были выполнены.
1798. Указом от 06.12 уволен от управления Вышневолоцкой конторою Логин Манзей, с назначением пожизненного пансиона в размере его жалования и награждением 200 душами в Вышневолоцком уезде.
1797-1800. Главным директором водяных коммуникаций состоял граф Я.Е. Сиверс.
1809. Изданы правила по управлению судоходством.
1810. Вступила в строй Мариинская водная система.
1811. Вступила в строй Тихвинская водная система.
1823-1829. Управляющим Вышневолоцкой водной конторой состоял талантливый инженер Осип Иванович Корицкий. В 1826-1827 гг. Корицкий увеличил подпор воды в Заводском водохранилище до 4 метров, при этом были затоплены Городолюбский и Ключинский каналы и озеро Шишково. При нём Вышневолоцкая водная система достигает наивысшего развития. В год в среднем проходит около 5 тысяч судов, перевозивших до 400 миллионов пудов груза.
1852. Вступила в строй Николаевская железная дорога. С этого времени грузооборот Вышневолоцкого пути стал постепенно сокращаться и к средине 1870-х снизился до 2600 судов в год.
1871. Вступила в строй Рыбинско-Бологовская железная дорога, и Вышневолоцкая водная система потеряла своё транспортное значение.
1889. По системе прошло одно судно – система прекратила своё существование как транзитный водный путь. На ней остались только местное движение и сплав леса.
1918. В Петроград поступило по водной системе 650 тысяч кубометров дров.
1943-1947. Построен Ново-Тверецкий канал.
1949. Пущена в строй Новотверецкая ГЭС, давшая миллионы кВт/час электроэнергии.

Возврат в МЕНЮ