Возврат в МЕНЮ

ДВ №17 от 24 апреля 2003, стр. 3, ДВ №18 от 01 мая 2003, стр. 3, ДВ №19 от 08 мая 2003, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Екатерина II
в Вышнем Волочке

Императрица Екатерина Великая отправлялась в путешествия довольно часто. Правда, в отличие от своего предшественника Петра Великого, который добрую половину жизни провёл в дороге, у Екатерины длительные выезды за пределы столицы были значительно реже. Но всё равно перечень её путешествий довольно внушителен: 1764 г. – Рига, 1767 г. – Казань, 1780 г. – Могилёв, 1783 г. – Фридрихсгам и  другие. Но нас интересует путешествие 1785 года из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, главной целью которого был осмотр вышневолоцких водяных коммуникаций.
После смерти М.И. Сердюкова (1754?) и трагической гибели в 1761 году его сына Ивана дело перешло к внуку Михаилу – старшему сыну И.М. Сердюкова. Но Михаил унаследовал от своего знаменитого деда только имя; по свидетельствам современников, он мало занимался делами, к тому же не обладал талантом организатора и администратора, как его дед. Не было у него и знаний и практического опыта отца. И это, естественно, вскоре отразилось на таком сложном хозяйстве, какой являлась Вышневолоцкая водная система: возникли серьезные неурядицы в управлении гидросооружениями и как следствие участились аварии, гибель судов и груза. Чаще стали жаловаться и купцы на плохое состояние системы, об их жалобах стало известно губернатору и Сенату. Около 1772 года новгородский губернатор Я.Е. Сиверс обратился в Сенат с предложением выкупить Вышневолоцкую водную систему в государственную казну, что Сенатом и было предписано в конце 1774 года. Водная система со всеми предприятиями и привилегиями была выкуплена у наследников М.И. Сердюкова за 176 тысяч рублей. После выкупа на Вышневолоцкой системе установилось единое государственное управление. Было образовано Главное управление водяных коммуникаций, и первым его директором стал генерал-поручик Яков Ефимович Сиверс.
Сиверс, хорошо понимая значение водной системы для России, сразу развернул большие работы по улучшению её технического состояния: были тщательно отремонтированы вышневолоцкие шлюзы и каналы, продолжены работы по расчистке порогов на Тверце и Мсте, заново устроены бечевники по Тверце.
В конце 1784 года главным директором управления водяными коммуникациями был назначен генерал Н.П. Архаров – губернатор Тверской и Новгородский. Вскоре он представил Екатерине II доклад, в котором предлагал все ветхие деревянные гидросооружения системы перестроить в гранитные по примеру Заводского бейшлота. Архаров предлагал также построить канал в обход озера Ильмень у Новгорода. Эти и другие работы требовали больших государственных средств. С другой стороны, развитие новой столицы и рост торговли с заграницей требовали всё больше и больше самых различных товаров. В середине 1780-х по системе проходило в год около 3000 судов, перевозивших в столицу до 15 миллионов пудов (2,5 тыс. тонн) груза. Но Петербург продолжал стремительно развиваться и по-прежнему постоянно испытывал недостаток провианта, строительных материалов и других товаров.  Государство было вынуждено вкладывать в развитие и реконструкцию водяных коммуникаций огромные средства. И это тоже было причиной, почему императрица решила лично осмотреть Вышневолоцкий водный путь, который как пуповина связывал столицу со всей остальной Россией.
Предложения Н.П. Архарова, вероятно, и были приурочены к этому намерению императрицы, так как путешествие задумывалось ранее 1775 года. Специально для этого путешествия для императрицы построили крытое судно в г. Боровичи, а для её свиты – 30 судов в Вышнем Волочке, Боровичах и на Потерпилецкой пристани. Ещё в 1774 году вице-адмиралу генерал-интенданту Пущину был поручен надзор за постройкой этой флотилии. К маю 1775 года суда полностью оснастили и укомплектовали командами. «Флотилия состояла из: судна императрицы, судна с лодкою для князя Потёмкина, судна с лодкою для графа Чернышёва, судна для послов, судов – для генерал-адъютанта, гоф-маршала князя Баратынского, лейб-хирурга, главного директора генерала Архарова, две лодки для директоров вышневолоцкого и боровицкого, три лодки – для утренней кухни, вечерней кухни и для запасов провизии, для ливрейских служителей, квартирмейстерский шлюп и до 15 малых судов для проезда знатных особ... Суда были снабжены лоцманами и рабочими, одетыми в новые зелёные кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками и в шляпах с красными лентами...» (Судоходный дорожник Европейской России. СПб, 1855).
Путешествие началось 24 мая. О начале путешествия в «Памятных записках А.В. Храповицкого статс-секретаря Императрицы Екатерины Второй» есть краткая запись: «1785... 24 Мая. Поход в Боровичи и Москву».
Спутниками Екатерины II в этом путешествии были виднейшие государственные деятели того времени. Так, в письме от 7 мая, адресованном Н.П. Архарову, граф Безбородко сообщает: «Кроме дежурных чинов, состоящих при государыне, из прочих поедут: Иван Иванович Шувалов, граф Александр Сергеевич Строганов, Степан Федорович Стрекалов, я, и генерал-майор Левашев».
Пишет об этом путешествии в своих записках и Н. Сушков: «В 1785 году в Мае, Императрица Екатерина Алексеевна II, в провожании послов: Римско-Императорского, Великобританского и Французского (соответственно граф Кобенцель, Фицгерберт и граф Сегюр. – Е. С.) из СПб прибыла В.В. Волочёк... Современники, препровождавшие путь Ея, были: Николай Петрович Архаров – Главный Директор, Николай Яковлевич Тиньков – Директор; Советники: Логин Михайлович Манзей, Иван Сергеевич Путилов и Директор Яков Иванович Гинзель, которые все награждены Монаршею тогда милостью; так же Гг. Предводители Дворянства и прочие Гражданские чиновники».
В статье А.Г. Брикнера «Путешествие Екатерины II» кроме вышеназванных упоминаются А.П. Ермолов, обер-шталмейстер Л.А. Нарышкин, графиня Ростопчина, камер-фрейлина А.С. Протасова и другие.
Утром весь огромный поезд из карет начинал двигаться в 8 часов, а до отправления в дорогу императрица давала аудиенции и принимала делегации. В городах, через которые проходило путешествие, Екатерина посещала церкви и присутствовала при богослужении. До Вышнего Волочка путешественники добирались пять дней. Ехали в экипажах, при этом миновали Боровичи, где были приготовлены суда. В Волочке осмотрели шлюзы и каналы, которые, по свидетельству
очевидцев, произвели на всех весьма благоприятное впечатление. Поначалу планировалось, что в Вышнем Волочке императрица пересядет на суда и отправится обратно в Петербург уже водным путём. Но, прибыв 28 мая в Вышний Волочёк, Екатерина неожиданно изменила свои планы и 29 мая утром отправилась в Москву. «Приехав в Вышний Волочёк, оттуда уже до Москвы оставалось менее трех сот верст, угодно было Ея Императорскому Величеству восприять в сию старинную столицу. Мы в ней прожили четыре дня, и завтра поутру отправляемся в Вышний Волочёк, откуда водою будем в Петербург к 20-му июня», – писал из Москвы Безбородко.
Сухопутное путешествие от Петербурга до Москвы заняло всего восемь дней. Здесь нужно отметить два обстоятельства. Путешественники проезжали в день до ста вёрст – больше десяти вёрст в час. Не забудем, что в кареты были запряжены лошади, а под копытами у них был не асфальт. Скорость для того времени удивительная. Прелести путешествия по российским дорогам описаны многими, кому привелось их испытать. И вот после ежедневной многочасовой езды в тряской карете вечером ещё и приём депутаций, аудиенции, письма. А ведь Екатерина Великая, урождённая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, перед самым путешествием, 2 мая 1785 года, справила свой 56-й день рождения. Среди сопровождавших государыню сановников только И.И. Шувалов был её ровесником, а остальным спутникам-мужчинам было от 30 до 40 лет. Почти на каждой ночёвке императрица пишет письма, самые разные: и деловые, давая в них указания по большим и малым государственным делам, и семейные – сыну Павлу и внуку Александру.
Но о том, как проходило путешествие, лучше предоставить слово самой Екатерине II: «...уезжая из Вышнего Волочка – куда? Как видите, письмо моё помечено Торжком. Все городки по пути стали так красивы, что приходит охота посетить один за другим; вот я уже в 70 верстах от Твери, которая всегда была моей игрушкой... в будущую среду я снова направлюсь в Вышний Волочёк, а оттуда я буду продолжать путь в Петербург, как было определено до моего отъезда. Путешествие моё доставляет мне удовольствие».
И по окончании путешествия: «В продолжение всего моего путешествия, около 1200 верст сухим путем и 600 верст по воде, я нашла удивительную перемену во всем крае, который частию видела прежде. Там, где были убогие деревни, мне представились прекрасные города с кирпичными и каменными постройками; где не было и деревушек, там встретила большие села, и вообще благосостояние и торговое движение, далеко превысившие мои ожидания. Мне говорят, что это последствия сделанных мною распоряжений, которые уже десять лет исполняются буквально; а я, глядя на это, говорю: очень рада. Это не особенно остроумно, зато правдиво».
Понятна радость матушки Екатерины: во всём этом была и доля её труда, хоть и не в той мере, о которой говорили придворные льстецы. Далеко не всё, к сожалению, зависело от указов царей. Великое дело, задуманное Петром, воплощённое в жизнь Сердюковым и продолженное Сиверсом, – именно здесь подлинные истоки увиденного Екатериной благоденствия края.
Поездка в Москву была неожиданной, и вряд ли услужливые сановники успели бы приготовить для представления «прекрасные города с кирпичными и каменными постройками и большие села», а тем более оживлённое «торговое движение». Причина «удивительной перемены во всём крае» была одна – Вышневолоцкая водная система. Именно по ней шёл огромный и всё увеличивающийся поток товаров и грузов к новой столице. Петербургу требовались не только строители, а и мастера других профессий: лоцманы и коноводы, купцы и простые работные люди. Основное занятие местных жителей и тысяч пришлых людей было одно – обслуживание водной системы, главного источника благоденствия города и жителей. И вполне естественно, что все населённые пункты вдоль развивающегося водного пути тоже развивались значительно быстрее других поселений империи. На узловых участках системы возникали и строились новые селения.
Вышний Волочёк как столица водного пути, как центральный узел всей системы развивался ещё быстрее, ещё динамичнее. Это видно из следующих примеров. В 1773 году в городе числилось 1002 податные души (мужского пола), а в 1882-м – уже 1531. Прирост за 9 лет более чем в полтора раза! В 1784 г. в городе было 18 новых каменных домов, завершалось строительство ещё семи. Темпы строительства росли: если в 1783-м было подано 15 заявок в магистрат на отвод мест под новые каменные дома, то в 1785 году – уже 25.
Население Вышнего Волочка в 1785 г. составляло около 4000 человек. Летом, в период навигации, оно увеличивалось более чем вдвое. И всем находилась работа. Местные жители богатели не только за счёт работы на каналах, но и за счёт торговых дел, сдачи жилья в наём, обеспечения питанием. Посмотрим для примера на плату тех, кто обслуживал суда свиты. Обыкновенная плата лоцмана – по 18 рублей, концевого – 12 руб. и гребца – 9 руб. Это за 8 дней работы. Рабочий на барке получал около 40 коп. в день, караванный «прикащик» – 10 руб. в месяц. К примеру, в 1785 году 1 пуд (16 кг) хлеба стоил около 10 коп., 1 кг гвоздей кованых – 6-7 коп., 1 лопата железная – 7-8 коп., 1 хомут – 12-13 коп., пара вёсел – 10 коп.
На обратной дороге из Москвы в Петербург путешественники прибыли в Вышний Волочёк 6 июня. В «Судоходном дорожнике» так рассказывается об этом событии: «Государыня изволила сухопутьем прибыть со свитою в Вышний Волочёк 6 июня. На другой день Ея Величество обозревала ввод судов в Тверецкий канал, вышневолоцкие каналы с их сооружениями, новоустроенный заводской гранитный бейшлот и выпуск судов из Цнинского канала в озеро Мстино. Затем Государыня отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу Цны, озера Мстина и Мсты. Сплав судов по озеру Мстину государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов с озера в Мсту она смотрела с галереи при Мстинском шлюзе. При этом Екатерина лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза. Затем путешественники отправились далее по Боровицкой береговой дороге, через пристани Ношкинскую и Басутинскую. На Опеченскую пристань они прибыли вечером 7 июня и ночевали в нарочно приготовленном для этого доме Боровицкой конторы».
На суда путешественники пересели после Боровицких порогов. Путь от Вышнего Волочка до Новой Ладоги продолжался десять дней. «19 Июня. Возвращение в С.-Петербург», – записал в своём дневнике А. Храповицкий. Таким образом, путешествие продолжалось 26 дней.
Екатерина II осталась весьма довольна поездкой. Были награждены тем или иным способом все причастные к этому путешествию – от гребцов и лоцманов до высших сановников. «...По прибытию в Новую Ладогу императрица пожаловала награды: 28 лоцманам, сверх обыкновенной платы по 18 рублей на человека, еще по 30 р. на каждого; 39 концевым, сверх обыкновенной платы по 12 рублей на человека, еще по 25 р. на каждого; 639 гребцам сверх обыкновенной платы по 9 рублей на человека, по 15 р. на каждого.
...Того же 17 июня Вышневолоцкой конторы советники Логин Манзей и Иван Путилов и Директор Боровицких порогов надворный советник Гензель Всемилостивейше пожалованы в Коллежские Советники, с оставлением при своих должностях».
Но вряд ли путешествие оставило бы след в истории, если б всё и закончилось раздачей наград и чинов. И вряд ли бы стоило об этом писать. Главным итогом этой поездки следует считать именной указ, который последовал во время пребывания императрицы в Новой Ладоге –17 июня 1785 года:

«Господин Генерал-Порутчик Архаров! Осмотрев многие части до водяных коммуникаций касающиеся, Мы ожидаем от вас известного усердия к службе Нашей, что оныя не только сохранены будут в добром состоянии, но что вы рачением вашим и подчиненных ваших достигнете и совершения всех тех работ, кои к облегчению и обеспечению сих коммуникаций нужны, а именно: во первых отделкой каменных шлюзов; второе проложением бечевника по рекам Тверце, Мсте и Волхову, сделав оной по возможности удобным на всякое время и утвердя сообщение его чрез реки и ручьи прочными мостами, и третие приведением в исполнение работ, за необходимое и полезное признаваемых. Для сего представьте Нам подробное изъяснение всех таковых работ со сметами, дабы Мы сверх обыкновенных доходов водяных коммуникаций на успешное всего того производство могли назначить и большую сумму. Пребываем всегда вам благосклонны. Екатерина».
Работы по указу начались практически немедленно. 23 июня копия указа была получена в Вышнем Волочке. Архаров приказывает к 15 июля 1785 года составить смету на постройку Мстинской плотины и приезжает лично проверить всё на месте.
В письме от 4 июля 1785 года Логин Манзей пишет об этом: «...А как до получения оного сообщения присланным минувшего июня 26 дня от его Высокопревосходительства Николая Петровича Архарова предложением с приложением с именнаго Ея Императорского Величества Высочайшего указа копии велено приготовить сведения с планами и сметами о построении нужнейших сих каменных укреплений, а паче Уверскаго и Березайскаго бейшлотов приходящих в ветхость к 15 числу сего месяца, то есть к прибытию его Высокопревосходительства в Вышний Волочек. По которому предложению об учинении планов со сметами Уверскаго и Березайскаго бейшлотов шлюзному мастеру премьер-майору Шкенцону конторы Боровицких порогов, Цнинскому малому бейшлоту Заводскаго и Осугскаго резервуаров плотинам и Мстинскому шлюзу шлюзному мастеру Энике от конторы предписано...
Подписал Советник Логин Манзей. Июля 4 дня 1785 года». В 1786 году окончена перестройка в Вышнем Волочке деревянного Цнинского бейшлота в гранитный, Тверецкого и Дубковского шлюзов в гранитные; в 1792 г. – Цнинского шлюза. На все работы отпущено из кабинета 474878 руб.
Указом от 11 марта 1786 года отпущено 285311 руб. 17 коп. на постройку гранитной Заводской плотины Мстинского шлюза, Уверского и Березайского бейшлотов и бечевника по реке Мсте к Волхову. В течение десяти лет все работы по данному Указу были выполнены: в 1792 г. была закончена постройка нового гранитного Мстинского шлюза; в 1794 г. – перестройка деревянного Уверского шлюза в каменный; в 1797 г. – перестройка Березайского бейшлота.
О посещении Вышнего Волочка Екатериной II напоминают нам и торговые ряды в центре города. Ещё в 1783 году городское общество постановило возвести на площади корпуса торговых рядов. Проект составил губернский архитектор Ф. Штенгель. Из-за отсутствия средств строительные работы откладывались в течение нескольких лет, пока в 1785 г. Екатериной II городу не были пожалованы деньги на постройку рядов. Осташковские подрядчики Иванов и Пантелеев под руководством местного архитектора И. Телятникова возвели колокольню и гостиный двор в 1787-1788 гг. Корпус рядов, обращенных к дороге на Петербург, был достроен полностью, а второй корпус остался незавершенным – было возведено только несколько лавок, обозначавших его края. Позднее, в средине XIX века, торговые ряды были реконструированы по проекту губернского архитектора Львова.
Вскоре после окончания путешествия Александр Васильевич Храповицкий записывает в своём дневнике: «1785 г. ... 23 июня. Герард * и другие Гидраулики похвалили шлюзы, изобретенные Сердюковым; приказано в честь ему поставить монумент».
В Вышнем Волочке на следующий год были сооружены четыре гранитных обелиска – два по сторонам Тверецкого шлюза в устье Тверецкого канала, и два другие – у бейшлота Заводского водохранилища, рядом с усадьбой М.И. Сердюкова. Сегодня они напоминают нам о славном прошлом нашего города, о роли, которую он сыграл в становлении Петербурга, о Михаиле Ивановиче Сердюкове – создателе Вышневолоцкого водного пути, который, по словам И.Ф. Штукенберга, «огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете».

______________________________________________________________________
*Иоганн Конрад Герард – специалист по «гидраулике» (гидросооружениям), «вызванный в 1773 году для работ по Вышневолоцкому водному сообщению».
Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791) – светлейший князь Таврический, знаменитый деятель Екатерининской эпохи, граф, генерал-губернатор Новороссийского края; императрица считала его великим и гениальным человеком.
Александр Андреевич Безбородко (1746-1799) – вице-канцлер, действительный тайный советник, пользовался неограниченным доверием императрицы, впоследствии (1890) князь.
Николай Васильевич Сушков (1796-1871) – довольно посредственный драматург и поэт, с 1814 по 1841 год на гражданской службе. Был вице-директором Дерптского министерства путей сообщения, минским губернатором. С 1841 года вышел в отставку, поселился в Москве и занялся литературной деятельностью. Внук Храповицкого.
Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – обер-камергер, действительный тайный советник, учредитель первого русского университета, покровитель М.В. Ломоносова и других известнейших учёных и писателей.
Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) – граф, сенатор, коллекционер с мировым именем, владелец одной из лучших библиотек, один из богатейших людей России, президент Академии художеств, одно из самых приближённых лиц Екатерины II.
Степан Фёдорович Стрекалов (1728-1805) – статс-секретарь Екатерины II до 1792 г., заведовал придворным театром, посредственный писатель, славился как сибарит и любитель удовольствий, сенатор.
Логин Михайлович Манзей (1740-1803) – воевода, статский советник, в 1795-1798 гг. директор Вышневолоцкой конторы водяных коммуникаций. Указом от 6 декабря 1798 г. уволен от управления Вышневолоцкой конторой. Был женат на дочери юстиц-коллегии секретаря Ильи Ивановича Языкова Прасковье, получил в приданое сельцо Боровно. Указ от 15 декабря – обращение в пожизненный пансион получаемого им жалования и награждение 200 душами в Вышневолоцком уезде.
Яков Иванович Гензель – до 1798 г. директор Боровицких порогов, в 1798 г. назначен директором Вышневолоцкой конторы водяных коммуникаций, коллежский советник.
Александр Петрович Ермолов (1754-1836) – в 1785 г. фаворит Екатерины II, генерал-поручик.

Возврат в МЕНЮ