Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №14 от 03 апреля 2003, стр. 3, ДВ №15 от 10 апреля 2003, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

325 лет со дня рождения
создателя
Вышневолоцкой водной системы
Михаила Ивановича Сердюкова

Наступивший 2003 год знаменателен не только тем, что 12 января исполняется 300 лет Вышневолоцкой водной системе, но и 325-летием со дня рождения её создателя – гениального гидротехника-самоучки Михаила Ивановича Сердюкова.
Из архивных материалов известно, что родился Бароно, Имегенов сын в 1678 году на реке Селенге (это север современной Монголии) и рождением он «мунгальского народа». Тринадцатилетним Бароно был взят в плен и затем продан за 10 рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову. Позднее бывший пленник при крещении получает фамилию своего хозяина. Недюжинные природные способности и усердие позволяют ему в короткий срок постигнуть науку писать, читать и считать. Он становится помощником во всех торговых делах своего крёстного. Но в 1700 году И.М. Сердюков умирает и Михаила берёт на работу известный московский купец, член «гостиной сотни» Матвей Евреинов. Вскоре Сердюков получает у Евреинова должность приказчика и записывается в новгородское купечество, а в 1704 году становится членом одной из самых богатых и влиятельных купеческих гильдий – новгородской. По некоторым данным, это произошло при содействии Петра I. Так ли это было на самом деле, выяснить сегодня вряд ли возможно, да в конечном итоге не так уж это и важно. Главное, что великий российский государь умел распознать людей недюжинных, и не только распознать, а и дать им возможность проявить свои способности во благо России. Не зря именуют Петра Алексеевича Великим.
А то, что Михаил Иванович был личностью выдающейся, говорит вся история его непростой жизни. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника – гражданский чин VI класса, соответствующий  воинскому званию полковника. Во времена Петра царские награды и милости получали люди хоть и незнатного происхождения, но «пользу великую государству российскому приносящие». В год подписания Петром I указа о начале «перекопных работ» близ Вышневолоцкого яма было Михаилу Сердюкову 25 лет. Занимался он доставкой различных грузов с волжских пристаней в Новгород, а затем и в Петербург вышневолоцким водным путем и на собственном горьком опыте познал все трудности и опасности этого пути. На его глазах в 1703 году начиналось строительство Тверецкого канала – первого судоходного канала в России. М.И. Сердюков становится подрядчиком на этом строительстве, поставляя «провиант» для строителей. Строили канал голландские мастера во главе с Андрианом Гоутером, а надзор за строительством был поручен князьям Гагариным. Немало было истрачено государственных средств и трудов тысяч подневольных работных людей, но выполненные работы были столь же несовершенны с гидротехнической стороны, сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства. А первый каменный шлюз, построенный голландцами на реке Цне, так и остался бездействующим. Весной во время паводка река обошла его стороной, и ставший бесполезным шлюз был обнаружен через 130 лет, в 1834 году, под пашней на глубине более трех метров. Голландцы не смогли устранить главного препятствия для судоходства – мелководья реки Тверцы и как следствие недостаток воды в Тверецком канале. Уже сразу после окончания строительства канала в 1709 году суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Долгие 15 лет, с 1703 по 1718 год, Сердюков не только наблюдает за неудачной гагаринской стройкой, но и анализирует, делает выводы и строит планы.
Между тем строительство новой столицы требовало всё в более увеличивающихся объёмах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочий товар. Именно поэтому Пётр настойчиво ищет новые пути к столице. Он привлекает к этому и своих доверенных лиц, и иностранных мастеров, выделяя для важнейшего государственного дела из казны необходимые весьма немалые суммы и тысячами сгоняя на эти стройки работных людей, а то и войска. Почти везде Пётр самолично осматривает места будущих каналов.
1710 год. Английскому инженеру Д. Перри поручено отыскать новые пути от Волги до Ладоги. Старинный торговый путь через Вытегру (будущая Мариинская водная система, построенная в 1799-1810 годах) включал в себя 50-километровый волок. Для прохода судов требовалось построить 22 шлюза и пять вёрст канала.
1712 год. Василий Кормчин завершил осенью обследование рек для соединения Мсты с Мологой. Этот водный путь требовал еще более грандиозных затрат времени, людей и казны, чем путь Волга – Вытегра.
1713 год. На строительство канала для соединения Мсты с Мологой отправлено два голландских мастера и три тысячи работных людей. Работы продолжались три месяца, затем были свёрнуты.
1715 год. Договор с итальянскими мастерами, которым было поручено вновь обследовать водный путь через Вытегру.
1717 год. На строительство пути Молога – Мста направлено 10 тысяч драгун, но работы вскоре вновь прекратили.
Между тем к 1719 году движение по Тверецкому каналу практически прекратилось. В 1718 году весенний караван не смог пройти по Тверецкому каналу и «...воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте». И вероятнее всего, так бы и остался «Гагаринский канал» лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не «прожект» Михаила Сердюкова. Ведь еще в 1712 году Пётр I повелел осмотреть водный путь Сясь – Молога – Волга, но в то время его указание выполнить не успели. Это была трасса будущей Тихвинской водной системы – самого короткого, безопасного и экономически выгодного пути из Волги в Ладогу через реку Сясь. Обследован он был уже в 1724 году, когда вовсю заработал Вышневолоцкий водный путь. Пётр I в начале 1725 году посылает инженер-полковника Дебриния для «...назначения где быть каналу», но смерть императора отодвинула время создания нового канала на 85 лет. Не будь к тому времени созданной Сердюковым и нормально работающей Вышневолоцкой водной системы, Тихвинская система была бы пущена в эксплуатацию не в 1811 году, а, вероятно, значительно раньше, еще при жизни Петра I. Дело в том, что серьезным недостатком Вышневолоцкого пути были страшные Боровицкие пороги, а на будущей Тихвинской трассе таких преград не было.
В 1717-1718 годах царь вновь обращает серьезное внимание на Вышневолоцкий водный путь. Находясь в 1717 году в Голландии, он требует от Меншикова описание и чертежи Тверецкого канала и шлюзов. Вернувшись в Россию, Пётр в начале 1718 года вызывает к себе Василия Гагарина, под «смотрением» которого строился канал. Обнаружив, что огромные затраты денег и рабочей силы, прошли впустую, он назначает расследование, которое подтвердило факты бездействия В. Гагарина и полную несостоятельность голландских мастеров. Канал и шлюзы от этого лучше работать не стали, а проблема снабжения Петербурга становилась всё острее и острее.
И это время М. Сердюков при содействии Корсакова решается представить Петру I проект реконструкции канала. Но по неизвестной пока причине первое обращение осталось без последствий. И тогда второе «доношение» Сердюков адресует государю напрямую, и оно попадает по назначению в начале 1719 года. Пётр I приказывает немедленно направить «доношение» в Сенат, чтобы был учинён соответствующий указ. Но Сенат решает прежде ещё раз всё перепроверить. Заминка «господ сенаторей» заставляет царя вызвать Сердюкова в Петербург самолично. Во время встречи Пётр убедился, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал своё предложение. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над решением которой он бился долгие 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны, жизней тысяч и тысяч простых работных людей. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу».
Сердюков брался полностью переделать неудачно выполненное голландцами и построить многие новые гидросооружения, причем он брался все работы произвести «своим иждивением», а не за государственный счёт, что было случаем беспрецедентным. И что было еще более невиданным, весь риск возможных неудач Сердюков брал на свой счёт. Он рисковал, но риск строился на глубоком трезвом расчёте и гениальной прозорливости гидротехника-самоучки. «...И ежели зделаю – и во что оная работа станет, тогда в. в-во о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю убытков своих возвращать не желаю», – писал М.И. Сердюков в своём «доношении» государю. Крут бывал на расправу Пётр Алексеевич. Даже «друга сердешного Данилыча» не единожды самолично возил дубиной. Но и награждал достойных тоже по-царски. Пётр I не только принимает все предложения Сердюкова, но и даёт ему, в случае удачного исхода дела, привилегии большие, чем тот просит: «...а за то ево иждивение и труды в награду на вышеписаных реках и каналах при запорах где пристойно мельницы строить ему волно с свободными проходы. И под мелничное строение и под запоры места по 30ти сажен от берегов брать невозбранно и безоброчно чьи б ни были. И упомянутыми мелницами и с них доходами владеть ему безоброчно пятьдесят лет, а в Вышнем в Волочке в удомелском млевском погосте кабаки и стойки и таможенные безвыписные и канцелярские зборы отдать ему же на откуп на указные годы без перекупки...»
Как мы видим, по указу Сердюков получил льготы на пятьдесят лет, хотя в своём «доношении» он просил те же льготы на 15 лет. И это также говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к Сердюкову и великой на него надежде.
Нужно не забывать о том, что до Сердюкова царь делал ставку на иностранных мастеров, но они не единожды подвели его. Были неудачные попытки строительства Ивановского канала в 1701-1709 гг. (северный вариант Волго-Донского канала), Тверецкого канала в Вышнем Волочке (1703-1708), работы по соединению Мсты с Мологой в 1713 году. А здесь за дело взялся свой – новгородский купец. И дело предстояло великое. Необходимо было создать целый комплекс гидротехнических сооружений.
Самые неотложные, первостепенные работы были перечислены в царском указе: «1719 году июня 26 дня имянным Государя Петра Великаго указом повелено новгородцу Михаиле Сердюкову: для свободного судам ходу при Вышнем Волочке в каналах и в реках Цне и Тверце пересыпные места вычистить, и обветшалые обрубы также и деревянные слюзы починить и где пристойно и вновь построить. Да для умножения в оных же реках и каналах воды зделать ему перекопь, которою перекопью пустить реку Шлину чрез озера во Цну реку. И то все содержать ему в таком смотрении чтоб по вышеписаным рекам и каналу и перекопи судам ход был свободной...»
Уже к 1722 году почти все работы, прописанные в указе, были выполнены. Через три года пропускная способность Вышневолоцкого пути увеличилась почти вдвое. Если в 1720 году через Тверецкий канал прошло к Петербургу 1335 судов, причем с паузкой (частичной разгрузкой), то после постройки каналов Шлина – Цна уже 2339 судов и без паузки.
В отличие от голландцев Сердюков учитывает и старается использовать местные условия. Причём даже прямые указания обер-прокурора Сената инженера Скорнякова-Писарева он выполняет только в той мере, в какой считает технически целесообразным. В 1722 году Сердюков «своим иждивением» и фактически без ведома Сената построил Цнинский канал, который спрямил извилистый и неудобный участок реки Цны. Путём устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот он превратил их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы: Цнинский канал стал вмещать до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100.
Замечательным достижением русской гидротехники первой половины XVIII века стало создание Сердюковым водохранилища. Для этого на реке Цне на месте небольшой заводской плотины зимой 1740-1741 годов была сооружена новая плотина значительно больших размеров, с тремя спусками (пролётами). В результате образовалось искусственное озеро площадью около 6 квадратных километров и подпором воды 2 метра, что давало возможность в летнее время
поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов. Заводская плотина получила своё название от построенных около неё заводов, принадлежавших М.И. Сердюкову. Плотина была затоплена во время последней реконструкции водохранилища в 1943-1947 годах, когда уровень воды был поднят на 1 метр. Находилась плотина рядом с усадьбой Сердюкова, и весной при низкой воде ее остатки хорошо просматриваются.
15 октября 1742 года Елизавета подписывает Указ о «всемилостивейшем пожаловании вышневолоцких слюзов содержателя Михаила Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне». После 1741 года Михаил и Иван Сердюковы провели огромные по объёму работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери: рубились просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Проведённые работы позволили проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти вдвое быстрее.
1 апреля 1744 года последовал указ о начале работ по чистке Боровицких порогов. Начатые в том же 1744 году эти работы продолжались вплоть до смерти Михаила Ивановича Сердюкова. Чистку «вредительных» Боровицких порогов Сердюков проводил так, как ему ещё Пётр I «неоднократно приказывать соизволил» –  путём максимального понижения уровня воды в Мсте. Объём работ, проведённых отцом и сыном Сердюковыми, был еще значительно больше, чем на Тверце. В своём последнем известном историкам донесении, в 1754 году, М.И. Сердюков объявлял об окончании работ по чистке Боровицких порогов. К слову сказать, правительство прекратило оплачивать работы по чистке порогов ещё в 1750 году, и Сердюкову пришлось четыре года проводить работы за свой счёт.
Дата смерти Михаила Ивановича Сердюкова точно не установлена. Умер он в 1754 году или в начале 1755. Похоронен создатель Вышневолоцкой водной системы на погосте Городолюбля, на берегу созданного им водохранилища. В середине XVIII века по созданной им водной системе перевозилось в среднем 200 тысяч тонн различных грузов, не считая леса в плотах. В то время эти объёмы почти полностью удовлетворяли потребности стотысячного Петербурга.
И уже после смерти М.И. Сердюкова ещё долгие десятилетия продолжались работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.

Возврат в МЕНЮ