Возврат в МЕНЮ

ДВ №41 от 29 ноября 2002, стр. 3

 

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002)
основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель,
издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002),
учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов.
     

Два портрета

Если не останавливаться в поиске, если шуршать архивными бумагами, листать старые журналы и новые издания, старине посвященные, то обязательно ждут открытия. Как часто бывало, что, сосредоточенно изучая фолиант, встречаешь знакомую фамилию – не ту которую ищешь, о которой в этот раз и не думаешь. Так было и на этот раз.
Впрочем, предугадать находку было можно, ведь поиск был нацелен на Марию Васильевну Сушкову, внучку Михаила Ивановича Сердюкова. Сюрприз же ожидал со стороны ее матери, дочери Михаила Ивановича Елены Михайловны Храповицкой.
Наша газета уже рассказывала о потомках Сердюкова, детях генерал-аншефа В.И. Храповицкого, и Мария Васильевна, одна из первых поэтесс России, была следующей в нашем поиске. А вот портрет Елены Михайловны Храповицкой, оказавшийся рядом с портретом М.В. Сушковой, стал настоящим открытием. И вот почему.
Долгие годы лик сей госпожи числили по экспонату Харьковского художественного музея, написанного известнейшим художником Д.Г. Левицким около 1781 года. Числили, не задумываясь над атрибутацией, а просто по подписи «Е.М. Храповицкая». Этот портрет попал и в книгу В.С. Виргинского и М.Я. Либермана «М.И. Сердюков», вышедшую в 1978 году. Потом искусствовед О.3. Евтушенко внимательно всмотрелся в портрет и засомневался в героине: уж очень моложаво выглядела на портрете в свои 66 лет. И поставил рядом с названием знак вопроса.
Напомним строки биографии Елены Михайловны Сердюковой. Родилась в 1715 году в один из летних месяцев, если исходить из имени Елена, которое в святцах приходится именно на лето. Сравнительно долго она не выходила замуж, а скорее всего, не выдавал батюшка. Причина, наверное, в том, что М.И. Сердюков желал видеть детей в знатном сословии, и в Петербурге, а не среди мелких чиновников и их жен в провинциальном Вышнем Волочке.
Мечтал Михаил Иванович за свое усердие в деле улучшения Вышневолоцкой водной системы получить и дворянство, которое и было даровано ему и сыну его Ивану в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной. Вот когда Сердюков мог строить планы относительно детей своих. Вот когда мог толкнуть в бок свою тридцатилетнюю дочь Елену:
– А теперь цепляй офицера какого толкового из дворян и к венцу!
– Да где ж такого найдешь в нашем захолустье? – могла ответить черноглазая, чуть приявшая бурятские черты отца бойкуша. – Это надо в Петербурге, на балах выплясывать.
– И выплясывай. У нас что в Петербурге своего дома нет? В самом центре, чай, стоит, где и генеральские окна на Неву смотрят.
После приблизительно такого разговора, приехала в Петербург Елена Сердюкова, новоявленная дворянка. Где – на балу, на улице или в своем доме – увидела она лейб-кампанца Василия Храповицкого, история умалчивает. Василий Иванович к тому времени уже бывал женатым, имел детей, но лейб-кампанцы до того разгулялись после возведения на престол Елизаветы Петровны, что о семейной обузе вспоминали только за бутылкой вина.
Елена сумела, видимо, приворожить гуляку, отрезвила ему жизнь и заставила устремить помыслы на военную карьеру, что и позволило Василию Ивановичу Храповицкому достичь генеральских высот. С 1749 года пошли и дети, которые прославили Отечество верным служением. Один А.В. Храповицкий, ставший статс-секретарем Екатерины II, чего стоит! Исходя из года рождения первого сына посчитаем год свадьбы 1748 годом.
Сама Елена Михайловна ничем не прославилась, но и вырастить и воспитать, практически одной – муж провел немало лет в военных походах, – шесть детей многого стоит. Так что в династии Сер-дюковых-Храповицких Елена Михайловна занимает достойное место. А потому так радует факт обнаружения нами портрета ее. Снимается и застарелый вопрос о достоверности, а вернее недостоверности, изображения Храповицкой на портрете в Харьковском художественном музее. А еще важнее, что мы можем видеть настоящий лик дочери Михаила Ивановича Сердюкова.
Опубликован портрет в ежегоднике 1993 года «Памятники культуры. Новые открытия». А хранится портрет в запасниках Государственного Русского музея. Писал Елену Михайловну итальянский живописец Пьеро Ротари, приехавший в Россию и здесь кончивший дни свои. Правда, авторство его под вопросом и требует дальнейших исследований.
Хранился же портрет в Фонде Ростопчина, приходившегося Храповицким родственником. В этом собрании хранилось 54 портрета Храповицких, Сушковых, Ростопчиных, 5 предметов бисквита, гравюра, картина, шкатулка с минералами – всего 62 предмета. В 1921 году 17 предметов фонда передано в Пушкинский дом, среди них портрет М.В. Сушковой, а портрет Елены Михайловны (Сердюковой) достался Русскому музею. Видимо, в 20-е годы экспонаты раздавали всем главным музеям Петрограда. Иначе чем объяснить, что парный портрет – мужа Елены Михайловны Василия Ивановича Храповицкого – оказался в Отделе истории русской культуры Эрмитажа? Таким образом, было нарушено единство собрания Ростопчина, чем всегда ценен любой фонд, и родственные души одного рода оказались разбросанными по разным концам Санкт-Петербурга.
А теперь всмотримся в черты лица дочери нашего гидростроителя. Дородной женщиной предстает нашему взору Елена Михайловна. На шее модный платок, на голове модная шляпка, темное платье сливается с фоном. Что-то есть в лице от мунгальского происхождения отца, и версия в незаконнорожденности Елены, о чем пишется в старых изданиях, отпадает сама собой.
В заключение хочется выразить благодарность за находку давнему другу Вышневолоцкого краеведческого музея, альманаха «ВИКА» и краеведов нашего города, сотруднику Государственного Русского музея Юрию Григорьевичу Епатко. Известнейший специалист по портретам XVIII – первой четверти XIX века, Юрий Григорьевич знает каждого человека, которого писали художники в этот период, и стоило завести мне речь в начале этого года во время пребывания в Санкт-Петербурге, о поэтессе М.В. Сушковой и вслух помечтать о портрете Марии Васильевны, как Юрий Григорьевич сказал: «Есть такой портрет!» И показал публикацию С.В. Евтушенко в тех самых «Памятниках культуры. Новые открытия», о которых шла речь выше. А вместе с портретом М.В. Сушковой оказался и портрет Елены Михайловны Храповицкой. А это огромная удача. И мы сегодня являем лик еще одного потомка Сердюковых. Поиск продолжается.

Возврат в МЕНЮ