Возврат в МЕНЮ

ДВ №14 от 05 апреля 2002, стр. 3, ДВ №15 от 12 апреля 2002, стр. 3

 

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002)
основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель,
издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002),
учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов.
     

Курсистка стала ученым

Время быстротечно. Вот уже и XXI век на дворе, а мы всё спорим о равноправии женщины. Измелькались на экране телевизора Хакамада, Матвиенко, Слизка и иже с ними, а нам всё мало их равноправия в политике – подавай слабому полу посты министра обороны, премьер-министра, а то и президента. А давно ли в России уравняли женщину в правах с мужчиной, допустим в науке? Оказывается, не прошло и ста лет!
Удивился этому, отыскав в книге Е.С. Селезневой «Первые женщины геофизики и метеорологи» материалы о нашей землячке из первых метеорологов России Варваре Николаевне Тихомировой. Уроженка Волочка, она, окончив Тверскую гимназию, в 1895 году поступила на физико-математическое отделение знаменитых Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге и благополучно закончила их через четыре года по группе физики и географии. То было время укрепления авторитета этого высшего женского учебного заведения после неспокойных лет борьбы за выживание. Со дня открытия курсов – «сумасбродной идеи», как выразился сам министр просвещения Д.А. Толстой, не прошло и двадцати лет. Только в 1911 году «бестужевки» получили право сдавать госэкзамены в Петербургском университете и получать дипломы наравне с мужчинами. Постепенно, очень постепенно женщинам разрешалось работать на «мужских» должностях. И Варвара Николаевна следовала по пятам за этими разрешительными шагами. Сразу после окончания бестужевских курсов она практиковалась по астрономии, занималась в физической лаборатории, ожидая, когда же будут востребованы ее знания на какой-нибудь службе. В 1900 году Д.И. Менделеев, создавший 1893 году Главную палату мер и весов, ходатайствовал перед министром финансов о решении принимать на должность поверителя женщин, справедливо полагая, что именно женщины, с присущей им аккуратностью, будут выполнять эту работу лучше мужчин. Варвара Николаевна и стала одной из первых контролеров мер и весов в 1-й Поверительной палате (так называлось отделение Главной палаты).
Следующей ступенькой для нашей героини стал подписанный в 1912 году царем устав Главной физической обсерватории, который разрешал с 1 января 1913 года принимать женщин на должность научных сотрудников. Правда, с оговоркой: «Лицам женского пола присваиваются те же оклады содержания, как и мужчинам, за исключением прав на чинопроизводство и награждение орденами». Вот так, работай-работай хоть день и ночь, а если ты женщина, бренчать медальками на царских приемах не положено. Дискриминация!
Но о наградах ли думать Варваре Николаевне, если душа поет о возможности поработать, если получила приглашение в 1914 году от директора Главной физиологической обсерватории Б.Б. Голицына стать сотрудником отдела наблюдения и поверки инструментов обсерватории.
С сожалением провожали сотрудники 1-й Поверительной палаты Варвару Николаевну. Ее доброта и сердечность помогали сглаживать шероховатости отношений и недоразумения, предупреждать ссоры между сотрудниками. Об этом друзья написали в прощальном адресе: «С искренним сердечным сожалением расстаемся мы с Вами после долгой совместной службы. Почти 14 лет тому назад Вы поступили в Поверительную службу в числе первых пионеров нового дела... Мы постоянно имели в своей среде в лице Вас, дорогой товарищ, "ангела мира"».
Варвара Николаевна уходила, тоже всплакнув, но новая работа больше отвечала ее интересам, да и оклад в обсерватории был повыше, как в академическом учреждении.
Впрочем, пришлось Варваре Николаевне и поволноваться, пока соблюдались формальности: прошение на высочайшее имя, представление директора ГФО на имя министра просвещения и ответ от него – «честь имею уведомить», и в каждом документе ссылка на закон от 24 декабря 1912 года.
Но всё осталось в один прекрасный момент позади, и с 1 февраля 1914 года Варвара Николаевна становится полноправным сотрудником Главной физиологической обсерватории. Сначала она физик, потом ученый специалист, затем заместитель заведующего отделом – известного физика Д.А. Смирнова, который высоко ценил ее талант физика-экспериментатора. Скажем и то, что В.Н. Тихомирова была первой женщиной, работавшей в области экспериментальных исследований по метеорологии.
Основным направлением в деятельности В.Н. Тихомировой стали метеорологические приборы. Появлялись всё новые и новые, и их надо тарировать и проверять. Совершенствовались методы поверки: взамен простейших, иногда кустарных устройств создавались новые. Так, в 20-е годы была сконструирована большая холодильная камера, обеспечивающая низкие (до -700) температуры, необходимые для тарировки аэрологических приборов. Была расширена установка для проверки анероидов, установлена аэродинамическая труба и т. д. При этом учитывалось и то, что оборудование используется и для экспериментов, проводившихся в обсерватории.
Другим делом для В.Н. Тихомировой стало совершенствование измерительных метеорологических приборов. Уже первая ее работа по исследованию характеристик электротермометра фирмы «Гартман и Браун» вызвала интерес у метеорологов. Потом Варвара Николаевна сконструировала авиационный электротермометр для измерения температуры припочвенного слоя воздуха на разных высотах в нескольких сантиметрах над поверхностью земли. Подобного прибора у метеорологов не было. Он, как говорил ученый В.Н. Кедроливанский, вполне мог бы широко использоваться сельскохозяйственными организациями. Но слишком хрупкой была основная часть прибора – высокочувствительные гальванометры и аспирационный электротермометр, и их изготовили всего два экземпляра для метеостанций в Ленинграде и Павловске.
Успех вдохновил нашу землячку, и в 30-е годы она пытается создать по тому же принципу прибор для измерения температуры почвы на разных глубинах, чтобы, в частности, можно было измерять уровень замерзания почвы. Прибор имел явные преимущества над вытяжными термометрами, и его метеорологи ждали. Но какие-то неурядицы, несостыковки помешали довести дело до опытного образца, а с уходом Варвары Николаевны из ГФО в 1939 году о нем просто забыли.
Второй профессией, а вернее продолжением первой, для Варвары Николаевны стала педагогика. Еще в гимназические годы в Твери Варвара давала уроки. Работая поверителем, преподавала в вечерней школе и на курсах, затем в высших учебных заведениях. А в 1919 году, после слияния Бестужевских курсов с Петроградским университетом, Варвара Николаевна автоматически стала сотрудницей университета. Она вела практические занятия на кафедре физики и ассистировала на лекциях известных профессоров – Н.А. Булгакова, Ф.Я. Капустина, С.Я. Терешина.
В 30-е годы Варвара Николаевна вместе с бестужевками – В.Н. Шапошниковой и А.Г. Емельяновой – руководит лабораторными работами по физике в ЛГУ. Через эту лабораторию прошли все студенты физико-математического факультета университета. В 1934 году профессор П.Н. Тверской пригласил В.Н. Тихомирову на кафедру физики атмосферы ЛГУ, дабы организовать учебную лабораторию по метеорологическим приборам и методам наблюдений. Дело это было не простое. Студенты-физики не только знакомились с приборами, но и изучали их параметры, исследовали точность, делали тарировку и так далее. Профессор знал организаторские способности Варвары Николаевны по работе в ГФО, и она оправдала его надежды.
После ухода из ГФО в 1939 году Варвара Николаевна проработала в университете до июня 1942 года, когда эвакуировалась из Ленинграда в Чувашскую АССР. Там преподавала в средней школе.
Вернувшись в Ленинград из эвакуации, В.Н. Тихомирова уже не преподавала, не работала в науке. Видимо, сказался возраст. Прожила она после войны 16 лет, скончалась в декабре 1961 года на 87-м году жизни.
Дочь Варвары Николаевны М.А. Тихомирова в школе хорошо училась и предполагала пойти по стопам матери, стать физиком. Но мать, обладая педагогическим опытом, сказала прямо: «У тебя нет способностей к физико-математическим наукам, попробуй заняться гуманитарными». Так и получилось: Марина Александровна стала искусствоведом и очень любит свою специальность.
И в заключение вот о чем. Не очень у нас жалуют метеорологию, потому что судят о ней только по прогнозам погоды, не всегда точным. А между тем объем работы у метеорологов огромный и многосторонний. И должно нам гордиться, что работала в самом центре метеорологической службы наша землячка. И пусть не снискала она за свою жизнь наград, не обрела высоких титулов, но заслужила память о себе строчкой среди знатных уроженцев нашего города.

Возврат в МЕНЮ