Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 от 25 января 2002 стр.2,3, ДВ №5 от 1 февраля 2002 стр.3, ДВ №6 от 8 февраля 2002 стр. 3

 

Зобков Ю.С.

 

 

     

Сергей Александрович Кусевицкий

Не так часто героями очерков в центральных изданиях становятся наши земляки, и потому рассказ об уроженце Вышнего Волочка знаменитом музыканте Сергее Александровиче Кусевицком стал для меня откровением. Автор справедливо пишет во вступлении, что необходима фундаментальная книга о великом дирижере и контрабасисте. Книга пока не написана, и приходится довольствоваться такими статьями, как опубликованная в “Московском журнале”. Надо сказать, что в статье немало новых интересных фактов из биографии С.А. Кусевицкого, и потому мы решили ее перепечатать практически полностью, с минимальными сокращениями.
Рудий МАТЮНИН

Отец Сергея Александровича Кусевицкого, музыкант армейского духового оркестра, выйдя в отставку, поселился в Кронштадте, где женился на дочери священника и увез ее в Вышний Волочек. В 1866 году у них родилась дочь Анна, а позже сыновья Адольф, Леонид, Сергей (26 июля 1874 года) и Николай. Мать умерла от туберкулеза легких вскоре после рождения младшего ребенка. Отец с горя запил, жили впроголодь. Однако музыке учились все дети бывшего военного музыканта, создавшего даже “оркестр Кусевицких” (зимой выступали на свадьбах и в трактирах, летом – в городском саду и на ярмарках). Сергей с шести лет играл на альте, затем на виолончели и контрабасе. Нравилось ему и дирижировать их маленьким детским оркестром. Осенью 1891 года он самовольно, с тремя рублями в кармане уехал в Москву – поступать в консерваторию. Но прием уже закончился. Тогда Сергей отправился к директору Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества П.А. Шостаковскому. После прослушивания его приняли. Он выбрал контрабас. Этот класс вел профессор Й. Рамбаусек. Скоро Сергей Кусевицкий стал лучшим учеником профессора, и в 1892 году уже играл в оркестре Русской частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова. За два года он приобрел репутацию контрабасиста-виртуоза. По результатам конкурса его зачислили в оркестр Мариинского театра, а позже, в 1895 году, в штат Большого, где он получил звание артиста императорских театров. После этого Сергей Кусевицкий пробует себя в сольных выступлениях. Рецензенты пишут, что “г. Кусевицкий из громоздкого инструмента извлекает совершенно виолончельные звуки”.
В 1900 году в Москву приезжает кумир Кусевицкого – Ф. Зимандль, в то время первый контрабасист Венского придворного оркестра. Сергей с нетерпением ждал его репетиции, но, вернувшись с нее, разорвал портрет австрийца со словами: “Гадость какая!” И верно: Ф. Зимандль “провалил” концерт Генделя. Как бы в пику поверженному кумиру с тем же концертом блестяще выступил Кусевицкий – и о нем заговорила вся музыкальная Москва.
После смерти И. Рамбаусека с 1 апреля 1901 года Сергей Кусевицкий становится концертмейстером контрабасной группы Большого театра и одновременно – профессором класса контрабаса Московского филармонического училища. Известность его как исполнителя неуклонно растет. Широкий резонанс вызвало выступление Кусевицкого в Санкт-Петербурге 7 марта 1902 года на концерте Л.В. Собинова. Недоумение публики при виде огромного контрабаса скоро сменилось восхищением. В конце концов контрабасист даже затмил знаменитого уже к тому времени тенора и удостоился “венка и единодушных многократных вызовов”.
Далее началось триумфальное шествие по городам России. Оглушительный успех ждал Кусевицкого 16 октября 1904 года в Санкт-Петербурге, в симфоническом концерте А. Зилоти, повторившийся 12 февраля 1905 года в Москве в концерте Филармонического общества, где музыкант впервые исполнил свое произведение для контрабаса с оркестром (первым же опытом Кусевицкого в композиции были Анданте, соч. 1, и Миниатюрный вальс, соч. 2, написанные в 1899 году).
В 1905 году С.А. Кусевицкий после пяти лет супружества по неизвестной причине расторг брак с Надеждой Петровной Галат, артисткой балета Большого театра. Второй женой Сергея Александровича стала Наталья Константиновна Ушкова. Ее отец – потомственный москвич,
купец-миллионер, меценат, меломан, почетный директор Филармонического общества (стипендиатом которого С.А. Кусевицкий являлся в годы студенчества). Интересная, образованная женщина, Н.К. Ушкова посещала Московский университет, знала несколько языков, занималась живописью, скульптурой. Венчание происходило в Дрездене 8 сентября 1905 года (во время также триумфальных гастролей С.А. Кусевицкого по Германии). Это был, безусловно, брак по любви, хотя злые языки и поговаривали о корысти Сергея Александровича.
С 1907 года С.А. Кусевицкий всё больше времени отдает дирижированию, однако продолжает выступать и как исполнитель. В 1915-1916 годах он гастролировал по России, в основном по южным регионам, в декабре 1916 года дал сольный концерт в Петрограде, в 1918-1920 годах несколько раз участвовал в концертах на квартире А.В. Луначарского. В разные годы он делил успех со многими знаменитостями: А.Д. Вяльцевой, Н.И. Забелой, В.И. Качаловым. Л.В. Собиновым, Ф.И. Шаляпиным; аккомпанировали ему С.В. Рахманинов, А.Б. Гольденвейзер и другие; его искусством восторгались Л.Н. Толстой, А.Н. Скрябин. Н.К. Метнер, С.И. Танеев, Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев, А.К. Глазунов... По масштабу дарования его ставили рядом с Ф.И. Шаляпиным. Техника С.А. Кусевицкого представлялась сверхъестественной, “стоящей как бы по ту сторону достижимого”. Писали о “музыкальном чуде”, “волшебстве”, “колдовском наваждении”. В начале XX века он считался лучшим в мире контрабасистом. В 1964 году польский пианист Артур Рубинштейн назвал С.А. Кусевицкого “гениальнейшим”. И добавил: “Он никогда не переставал работать, никогда! Кусевицкого сделал труд!”
Вся жизнь С.А. Кусевицкого представляла собой как бы цепочку последовательно достигаемых целей. В 1891 году 17-летним юношей он приехал в Москву вовсе не для того, чтобы стать контрабасистом, а чтобы изучить “искусство управления оркестром”. Но приступить к овладению этим искусством удалось лишь в 1906 году. У кого Сергей Александрович брал уроки, точно не установлено. Одни утверждают, что у немца Феликса фон Ф. Вейнгартнера, другие – что у К. Мука в Берлинской Высшей музыкальной школе, третьи – что в классе венгерского дирижера Артура Никита. Да и сам маэстро отвечал на этот вопрос по-разному. Скорее всего, перечисленные мастера его прямыми учителями не были, хотя и оказали влияние на становление С.А. Кусевицкого как дирижера. Живя в Европе (Берлин), он не пропускал ни одного симфонического концерта и особенно репетиций: приходил с партитурами и внимательно следил за дирижерами, получая от этих “уроков” больше, чем от консерваторских штудий. Параллельно он изучал партитуры, отмечая “свои замыслы по-тактно”. Критик П. Эвен писал: “В подобном анализе его превзошел только один Тосканини”.
Дебют Кусевицкого-дирижера состоялся в Берлине, в зале Бетховена, 23 января 1908 года. Программа была составлена из произведений русских авторов: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Последний участвовал в качестве солиста. Вот отзыв музыкального критика А. Шпанюты: “Успех нарастал; к концу концерта он принял размеры оваций...” В сезоне 1908/1909 года С.А. Кусевицкий выступал в Лондоне (солист С.В. Рахманинов), в Вене с парижским оркестром Колонна провел “бетховенскую” программу. Его стали называть “одним из самых даровитых дирижеров молодого поколения”.
В 1909 году С.А. Кусевицкий организовал серию абонементных симфонических концертов в Москве и возглавил симфоническо-концертную деятельность Петербургского отделения Русского музыкального общества. Поначалу к нему отнеслись с недоверием – как к выскочке-контрабасисту, случайно взлетевшему на высшую ступень музыкальной иерархии. Однако после концерта 21 октября 1909 года в зале Благородного собрания заговорили иначе: “Кусевицкий оказался величиной большей, чем полагали...” Отметим, что до С.А. Кусевицкого ни один русский дирижер не удостаивался столь единодушного одобрения с самого начала карьеры. Прослушав его выступление в Берлине 13 марта 1910 года, А. Никит сказал: “Я изумлен! Как можно достичь таких высот в дирижировании за столь короткое время? Вы прирожденный дирижер”.
Проявил себя Сергей Александрович и как незаурядный педагог. На репетициях он являлся “и творцом, и диктатором, и товарищем оркестрантов”. Его оркестр начал функционировать в 1909 году, положив начало Концертам Кусевицкого. Концерты как в Москве, так и в Санкт-Петербурге были абонементные. В.Г. Каратыгин назвал их по аналогии с известными художественными выставками “передвижными”. К осени 1911 года С.А. Кусевицкий организовал в Москве первый постоянный симфонический оркестр. Из Большого театра сюда пришли многие известные солисты. Всего маэстро отобрал 70 человек. Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что с 1909 года наиболее интересные и знаменательные события музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга были связаны с Концертами Кусевицкого, сразу обратившего на себя внимание тщательно составленным репертуаром, участием молодых талантливых исполнителей и “особой музыкальной культурностью”. В программах печатались краткие биографии композиторов и исполнителей, тематические разборы исполняемых произведений с нотными примерами. За сезон 1909/1910 года в Москве прошло 45 симфонических концертов, по поводу почти каждого из которых в рецензиях сообщалось: “Зал переполнен. Публика везде: во всех проходах, в боковых залах...”
Однако вскоре началась война. Многие музыканты ушли на фронт, и к 1916 году оркестр оказался на грани распада.
В мае 1917 года бывший придворный симфонический оркестр избрал С.А. Кусевицкого директором и главным дирижером. “Первое же выступление Кусевицкого показало, как в короткий срок можно вдохнуть жизнь в корпорацию артистов: мы слышали трепет музыкальной эмоции, экстатический подъем...” – писал В. Вальтер.
В репертуаре С.А. Кусевицкого можно отчетливо выделить два направления: западноевропейская и русская классика и современная музыка. Из западноевропейских композиторов главное место занимал Бетховен, далее – Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, отчасти Вагнер, Брамс, Лист, Шуман, Григ. Из русской классической музыки исполнялся в основном П.И. Чайковский. В программах постоянно звучали также сочинения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна.
Современная музыка начала XX века была представлена многими национальными школами: немецкой (Р. Штраус, М. Регер), французской (К. Дебюсси, К. Сен-Санс. М. Равель), скандинавской (Я. Сибелиус, Й. Свенсен) и, конечно же, русской – прежде всего А.Н. Скрябиным (он был большим другом Кусевицкого, который очень тяжело переживал смерть Скрябина в 1915 году). Включались в репертуар сочинения А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С.И. Танеева. Благодаря С.А. Кусевицкому получили известность молодые И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Р.М. Глиэр. С.А. Кусевицкий хотел донести сокровища мировой симфонической музыки до всех слоев общества. С 1910 года наряду с “аристократическими” вечерними устраиваются дневные Народные симфонические концерты, проходившие по воскресеньям в зале Благородного собрания и посещавшиеся студентами и рабочей молодежью. К ним С.А. Кусевицкий подходил столь же ответственно, как и к вечерним. “Потребность в хорошей музыке проникает в слои населения, остававшиеся ранее чуждыми ей... Главное мое стремление – приучить широкую публику не только интересоваться (музыкой), но и понимать ее. Цены на билеты устанавливались минимальные, доступные даже для учащихся. Наряду с этим в Москве и в других городах России проводились летние вечера симфонической музыки – также в русле просветительских идей С.А. Кусевицкого. В 1909 году такое турне проходило по всем крупным волжским городам – от Твери до Астрахани. Всюду – переполненные залы. Статьи рецензентов и критиков пестрели восторженными отзывами: “Эти концерты приходится назвать не только редким, но еще и небывалым явлением в нашей музыкальной жизни... их нельзя не причислить к артистическим подвигам!”
Тогда же появился замысел основать в России Академию музыки с качеством преподавания, не уступающим зарубежному. Предполагалось, что мастер-классы здесь будут вести только знаменитости: Ф. Крейслер, П. Казальс, из русских – А.Н. Скрябин, С.И. Танеев, Н.К. Метнер и другие. Себе Сергей Александрович оставил классы контрабаса и дирижирования. Планировалось выстроить современнейшее здание – Храм искусств... Этот замысел С.А. Кусевицкий осуществил гораздо позже, уже в эмиграции. Сегодня Храм искусств существует, но не в России, а в США...
В 1912 году С.А. Кусевицкий приступил к созданию в Санкт-Петербурге бесплатной музыкальной библиотеки, куда намеревался собрать “всё выдающееся в области музыкальных произведений и литературы по музыке”. Огромен список организаций, к которым он имел самое непосредственное отношение: председатель правления Общества призрения престарелых артистов, почетный член московского Общества оркестровых музыкантов, член жюри петербургского конкурса скрипачей имени JI.С. Ауэра, участник издания журналов “Аполлон” и “Студия”, один из учредителей акционерного общества “Московские общедоступные театры” (наряду с С.И. Мамонтовым, К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко)... Но самым значительным и важным из всех его дел оказалось учреждение Российского музыкального издательства (РМИ) – с целью помощи молодым композиторам в опубликовании их сочинений. Идея разрабатывалась С.А. Кусевицким совместно с С.В. Рахманиновым. 25 марта 1909 года РМИ было зарегестрировано в Берлине. Во главе стоял художественный совет. С.А. Кусевицкий и С.В. Рахманинов привлекли к работе в нем А.Ф. Гедике, Н.К. Метнера, А.Н. Скрябина, Н.Г. Струве. До 1911 года ноты печатались в Лейпциге, в нотопечатне К. Редера. Эскизы обложек, стилизованных под русскую старину, выполнял И.Я. Билибин. Первоначально РМИ издавало московских композиторов, среди которых особое положение занимал С.И. Танеев: все его произведения принимались без обсуждения. Такого же права удостоились А.Н. Скрябин и Н.К. Метнер. С 1911 года в РМИ начинает печататься И.Ф. Стравинский: партитуры, голоса и клавиры балетов “Петрушка”, “Весна священная”, опера “Соловей”; позднее – С.С. Прокофьев. После Октябрьской революции издательство почти развалилось, но С.А. Кусевицкий не собирался закрывать его, продолжив издательскую работу в эмиграции. РМИ просуществовало до 1938 года, а затем перешло к английской фирме “Бузи энд Хоке”.
После революции остатки РМИ, симфонический оркестр, художественные коллекции и миллионное состояние С.А. Кусевицкого были национализированы, однако концертная его деятельность продолжалась. В огромном помещении цирка Соломонского С.А. Кусевицкий организовал цикл музыкально-поэтических представлений под названием “Утро музыки и поэзии для народа”, где выступали поэты Константин Бальмонт, Андрей Белый, Максимилиан Волошин и звучала музыка М.И. Глинки, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина. В 1917 году С.А. Кусевицкий выступал на “концертах-митингах”, встреченных с восторгом: “Это первый пример музыки для пролетариата!”
Весной 1917 года С.А. Кусевицкий назначается главным дирижером и управляющим Петроградского государственного оркестра (бывший Придворный). Концерты государственного оркестра стали продолжением Концертов Кусевицкого – “самым ярким явлением музыкальной жизни Петрограда” того времени. В феврале 1920 года Сергей Александрович впервые выступал в Большом театре, дирижируя новой постановкой “Пиковой дамы” П.И. Чайковского. Последней его крупной работой в советской России явилось участие в попытке реформирования отечественного музыкального образования. Московская комиссия МУЗО НКП (музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения), куда Сергей Александрович был приглашен А.В. Луначарским в качестве члена Художественного совета, разработала соответствующий проект. С.А. Кусевицкий горячо взялся за дело. Однако проект так и не воплотился в жизнь. В начале 1920-х годов С.А. Кусевицкий навсегда покидает Россию.
Надо сказать, что Кусевицкие сохранили в зарубежных банках довольно значительный капитал. В 1921 году в Париже Сергей Александрович вновь создал оркестр, общество “Симфонические концерты Кусевицкого”, продолжил, как уже говорилось, издательскую деятельность. В том же году он принял участие в постановке опер М.П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина” в парижской “Grand-Opera”, в сезоне 1922/1923 года дирижировал “Борисом Годуновым” в Барселоне, а в 1928 году снова в “Grand-Opera” под управлением С.А. Кусевицкого состоялась премьера пятиактной оперы С.С. Прокофьева “Огненный ангел”. В 1924 году Сергей Александрович получил приглашение занять пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра и оставался на этом посту до самой своей смерти. Под руководством маэстро Бостонский симфонический оркестр скоро стал ведущим коллективом сначала в Соединенных Штатах, а затем и в мире. До 1930 года продолжались и ежегодные весенние парижские сезоны С.А. Кусевицкого. В 1935 году он дирижирует серией концертов с оркестром Би-Би-Си в лондонском Куин-холле.
Творчество соотечественников неизменно оставалось близким С.А. Кусевицкому. Он, в частности, много исполнял С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича (премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась в 1942-м, Девятой – в 1946 году). Он же являлся первым исполнителем “Симфонии псалмов” И.Ф. Стравинского.
Авторитет русского маэстро был чрезвычайно высок во всем мире. В год празднования 50-летия Бостонского симфонического оркестра (1931), откликаясь на его просьбу, специально по этому случаю создали свои произведения И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Онеггер, С.С. Прокофьев, А. Руссель, М. Равель, А. Копленд, Д. Гершвин.
В 1942 году умирает жена С.А. Кусевицкого – Н.К. Ушкова. В ее память Сергей Александрович основал Музыкальную ассоциацию (издательство) и Фонд имени Кусевицкого. Им был создан Беркширский музыкальный центр, ставший музыкальной Меккой Америки (на традиционный летний фестиваль в Тэнглвуде съезжается до 100 тысяч человек), а также Тэнглвудская школа подготовки к выступлениям для молодых музыкантов, где он вел класс дирижирования. К работе в школе удалось привлечь таких корифеев, как П. Хиндемит, А. Онеггер, О. Мессиан, Л. Даллапиколо, Б. Мартину. В США лучшим учеником и другом С.А. Кусевицкого был молодой композитор Л. Бернстайн.
Открытием Беркширского музыкального фестиваля 1942 года стал Альфредо Кокоцца – будущий великий тенор Марио Ланца. С.А. Кусевицкий одним из первыx оценил и раскрыл его талант. Даже псевдоним Альфредо взял «с подачи» Кусевицкого: «Фамилию Кокоцца будет трудно выговорить вашим будущим поклонникам. Вот имя, мой мальчик, которое тебе придется прославить... Марио Ланца!»
14 августа 1942 года, в последний день фестиваля, Бостонский симфонический оркестр под управлением Сергея Александровича Кусевицкого давал концерт в фонд помощи солдатам Советской Армии. Маэстро дирижировал «Ленинградской симфонией» Д.Д. Шостаковича. Он оставался верен Родине даже вдали от нее! Именно С.А. Кусевицкий во время Второй мировой войны возглавлял сбор средств в поддержку нашей страны. Он был президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы, а в 1946 году занял пост председателя Американо-советского музыкального общества. В 1943 году Сергей Александрович планировал приехать с Бостонским оркестром на гастроли в СССР, но помешала война.
Отмечая заслуги С.А. Кусевицкого в музыкальной жизни Франции 1920-1924 годов, французское правительство наградило его орденом Почетного легиона (1925). В США многие университеты присвоили ему звание профессора: Брауна (1926), Руджерса (1937), Йельский (1938), Рочестерский (1940), Вильямс-колледж (1943); Бостонский (1945), а Гарвардский (1929) и Принстонский (1947) университеты – почетную степень доктора искусств.
Он много записывался с оркестром, что позволяет сегодня достаточно полно представить творчество мастера, названного современниками «великим художником колорита».
Энергия и трудолюбие С.А. Кусевицкого поражали всех, кто его знал, «Это какая-то исключительная жизнеспособность, – писал в 1945 году А.Т. Гречанинов, – подумайте, он, например, недавно на протяжении десяти дней дал девять концертов! Кто из молодых мог бы сделать это! А ему 70 лет!»
Яркие воспоминания о дирижере оставил американский виолончелист русского происхождения Г. Пятигорский: «Там, где пребывал Сергей Александрович, законов не существовало. Всё, что препятствовало выполнению его замыслов, сметалось с дороги и становилось бессильным перед его сокрушительной волей к созданию музыкальных моментов... Всё вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник: общение было для него постоянной, жгучей потребностью. Каждое исполнение – фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пустяков не существовало».
Передав художественное руководство Бостонским оркестром Ш. Мюншу (1949), С.А. Кусевицкий совершил большую гастрольную поездку в Рио-де-Жанейро и по городам Европы. Последний его концерт состоялся в Сан-Франциско 26 февраля 1951 года. Исполнялась Четвертая симфония П.И. Чайковского и Пятая – С.С. Прокофьева.
Умер Сергей Александрович Кусевицкий 4 июня 1951 года в Бостоне, где и был похоронен.

Возврат в МЕНЮ