Возврат в МЕНЮ

ДВ №17 от 27 апреля 2001 стр. 3

 

Соловьева Фаина Борисовна

 
(31.03.1954-август 2008) учредитель и член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества
им. М.И. Сердюкова, сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея, экскурсовод. 3 статьи
     

Собор на Отмойном острове

Из истории Богоявленского храма

Время строительства первой церкви во имя Богоявления Господня пока остается неизвестным. Самое раннее упоминание о ней и даже изображение фасада ее находим на плане Вышневолоцкого яма 1748 г., в пояснении к которому сказано:
“16. На отмойном острову церковь во имя Богоявления Господня. 17. На том ж острову построенные церковнические и подопущенных их пришлых людей дворы”. (ЦГАДА, 248, кн. 7316, л. 454. №1798. Описание вышневолоцкого яму плана, поданному в ямскую канцелярию сего 1748 года июня 14-го числа того яму от ямщиков Нефеда Стукалова и товарищами...)
Согласно документам, хранящимся в Тверском областном архиве, во второй половине XVIII в. в Вышнем Волочке на Отмойном острове, образованном рекой Цной и ее рукавом, стояла ветхая деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила. В феврале 1775 г. было подано прошение о разборе этой церкви и перенесении Богоявленского престола вместе со святыми антиминсами (освященный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа, кладется на престол церковный при совершении св. евхаристии) в Казанский летний собор, построенный в 1771 г. Для этого “благословлено бы” было построить в трапезной собора “Богоявления Господня каменный придел”. Другой же престол во имя антистратига Михаила предлагалось перенести на кладбище, где построить для него из бревен разобранной церкви “невеликую церковь”. На это прошение последовала резолюция Его Преосвященства: “...придел в каменной церкви для зимнего времени построить дозволить, на кладбище пристойнее построить новую церковь”. Что и было сделано в 1783 г. (кладбищенская церковь Преображения Господня). Разобранную церковь было рекомендовано употребить “на топление теплого в каменной церкви придела”.
В августе 1776 г. придел Богоявления Господня в каменной церкви Казанской Б. М. был построен и освящен. В него была перенесена половина иконостаса из старой церкви. (ГАТО, ф. 160, оп. 6, д. 27, л.л. 1, 1 об. Об освящении в соборной церкви теплого Богоявленского придела. 1776 г.) В документе, датированном 23 апреля 1809 г., уже говорится об этом приделе, что он “толико стеснен, что по множеству жителей бывает для священнослужителей неудобен”. И высказывается просьба о построении “близ собора” теплого каменного Богоявленского храма. В ответ на это прошение 13 мая 1809 г. последовал указ представить в Духовную Консисторию “план с фасадом”, засвидетельствованный губернским архитектором, и смету, что незамедлительно и было сделано 7 июля 1809 г.
Однако вышневолочане побоялись начинать строительство на выбранном ими месте из-за его близости к водяным коммуникациям и послали план и смету Его Императорскому Высочеству новгородскому, тверскому и ярославскому генерал-губернатору и водяных коммуникаций главному директору принцу Георгу Гольштейн-Ольденбургскому. Принц Ольденбургский внес изменения в план, что увеличило смету на 1200 рублей. Вся смета составила 26700 рублей и была представлена на “высочайшее Его Императорского Величества утверждение”. 15 июня 1810 г. принц Георг Ольденбургский и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, “изволили шествовать на отведенное под строительство храма место с крестным от собора ходом и... положить собственными руками в основание два камня”. (ГАТО, ф. 160, оп. 6, Д. 113, л.л. 1, 7, 15, 15 об. О построении при вышневолоцком Казанском соборе теплой каменной церкви. 1809 г.)
Через 4 года церковь была готова, “для прочности” покрыта железом, оштукатурена, украшена иконостасом “коринфского рисунка” и “лучшим иконным писанием”. (ГАТО, ф. 160, оп. 6, Д. 148. Об освящении новоустроенного в г. Вышнем Волочке во имя Богоявления Господня теплого собора. 1814 г.) Здесь же упоминается, что при “оном соборе (имеется в виду две церкви: Казанская и Богоявленская. – Ф.С.) приходских, за отчислением к тамошней учрежденной приходской Петропавловской церкви шестьсот пять дворов, в них мужска пола тысяча девятьсот пять душ”. Освящение состоялось в 1814 г.
Богоявленский храм по своему первоначальному облику представлял собой один из первых известных нам случаев применения в Вышнем Волочке ампирных форм: это было центрическое здание без колокольни, увенчанное шлемовидным куполом.
В 1866 г. собор был перестроен в русско-византийских формах, дополнен обширной трапезной и высокой колокольней. (Савельев В.В. Вышний Волочек. Историко-архитектурный очерк. Рукопись, с.с. 10, 13.) Клировые ведомости за 1866 г. сообщают, что собор был перестроен на церковные суммы с помощью прихожан. (Стрелков Ф.М. Историко-статистический очерк к 150-летию города Вышнего Волочка и его уезда. В. Волочек, 1922. С. 7). Однако, судя по архитектурным формам здания, оно было не перестроено, а возведено заново. Церковь кирпичная, оштукатуренная, построена в ложнорусском стиле. Храм четырехстолпный, кресчатый в плане, увенчан барабаном с массивной главой. С запада примыкает трехъярусная колокольня. Само здание архитектурно-художественной ценности не представляет, но, будучи поставленным на берегу канала в центре города, оно хорошо вписалось в панораму улиц, водной магистрали. Техническое состояние здания удовлетворительное. Кровля металлическая, новая. Трещин нет. Почти ежегодно в церкви проводится ремонт на средства общины верующих.
В церкви сохранилось много икон конца XVII – начала XVIII вв. Часть икон, по-видимому, старообрядческие, подделки под древние. Густой слой потемневшей олифы и недоступность икон для обследования затрудняет их датировку. В церкви хранится интересная деревянная скульптура конца XVII в. – Николай Можайский. Живопись же поздняя, масляная, малоинтересная.
Здание обследовано летом 1968 г. ст. архитектором А.А. Галашевичем, архитектором В.И. Якубени и техником Е.А. Якубени Обмеры не делались. Сделаны фотографии. Схематический план находится в БТИ г. В. Волочка. (Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат МК. Калининская обл., г. В. Волочек и Вышневолоцкий район. Здания и сооружения XVIII – нач. XX вв., обследованные по состоянию на 1.01.1970 г. Материалы первичного учета.)
Согласно Тверскому епархиальному сборнику за 1901 г., в г. В. Волочке значится Казанский собор с 3 церквями:
1) Казанская холодная (1771 г.) с 3 престолами: центр. – Казанский, правый – Святителя Николая, левый – великомученика Дмитрия Мироточника;
2) Богоявленская, построена в 1866 г., с 3 престолами: центр. – Богоявления Господня, правый – Архистратига Михаила, левый – Сретения Господня;
3) Казанская, обращена из часовни, каменная, часовня построена в 1852 г., в церковь обращена в 1880 г.
(Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 199.)

P.S. Кстати, план Вышневолоцкого яма 1749 г. называет церковь на Отмойном острове “новопостроенной”, и “при ней колокольня” (УГАДА, ф. 248, кл. 7316, л. 488, № 1800).

Возврат в МЕНЮ