Возврат в МЕНЮ

ДВ №34 от 27 августа 1999 стр. 3, ДВ №35 от 3 сентября 1999 стр. 3, ДВ №36 от 10 сентября 1999 стр. 3

 

Никитин Виктор Иванович

 
(1946-2004) – журналист газеты «Ленинец». 5 статей
     

Мосты железны, деревянны:
мосты красивы и имянны

Эти строки написаны еще в XVIII веке. Довольно тяжелы для нашего времени, но остающиеся понятными. Писал неизвестный поэт о мостах старого Петербурга его эпохи, больших и малых, железных и деревянных, но равно имевших свое историческое или бытовое название.
В “век просвещенный” мостов в невской столице с ее многочисленными естественными реками и искусственными каналами было раз в пять или десять меньше, чем сегодня. Не все сохранились из старых. Многие перестроены. Но город гордился и гордится такими мостами, как Охтинский, Литейный, Троицкий, Александра Невского, Володарского – через Неву, как и другими – через реки Фонтанку, Мойку, Охту, через каналы Аничков, Чернышев, Калинкин, Крюков, Поцелуев. И не только мостами автодорожными, но и пешеходными.
Исторически и Вышний Волочек больше тяготел к Петербургу, нежели к Москве. Ведь и некоторые вышневолоцкие реки и каналы пропускали груженые суда только в петербургском направлении. Не потому ли и пытался наш город походить на северную столицу?
При застройке Вышнего Волочка использовался градостроительный порядок Петербурга: те же прямолинейность и строгость жилых кварталов в историческом центре, та же нумерация зданий: нечетная по правой стороне улиц, четная – по левой. И генеральные планы города составляли работники института “Ленниипроект”.
Город на Неве, второй в России по величию и значимости, 200 лет являвшийся столицей Российского государства, кроме исторических названий  Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград носит и бытовые, исторические – Северная Пальмира, Северная Венеция. И такие сравнения оправданы: ведь нынешние линии Васильевского острова первоначально были каналами. Немало было и других каналов, имевших сугубо хозяйственное значение.
И Вышний Волочек многие пытаются назвать Венецией, цитируя надуманные и пошловатые строчки одного стихотворения: “И в России есть Венеция – город Вышний Волочек”. И еще сумбурнее: находится и этот дивный старичок (!) “не в Италии, не в Греции”. Причем здесь Греция? А Венеция была, есть и будет городом итальянским – об этом знаем из школьного учебника. Я не намеривался процитировать, но цель была благая – отрешить вышневолочан от такой “поэзии” – глупой и пошлой. Ради своего города, который следует знать и любить.
Сколько же в Вышнем Волочке рек, каналов, мостов? На этот вопрос не всегда могли ответить сразу и точно местные люди, учителя, краеведы. Задумывались, сосредоточенно пытались подсчитать. И не было ни одного доказанного названия мостов, даже больших автодорожных, имеющих областное и федеральное значение. И о каком названии мостов можно говорить, если названия, конкретного, точного, просто нет. Соединяющие берега реки Цны или Цнинского канала оказывались все “цнинскими”, тверецкого канала – “тверецкими”. Все: старые и новые, автодорожные и пешеходные, “железные и деревянные”. Хотя правильно говорить о железобетонных, ибо они или новые, или перестроенные, укрепленные, рассчитанные на долгую службу людям.
И впрямь, сколько же рек протекает через Вышний Волочек в его сегодняшних границах? Сколько сохранилось и действует рукотворных каналов? И сколько разных мостов соединяет берега?
Рек я насчитал три, каналов – пять, мостов, включая путепровод, – тридцать один. Четко определил названия рек и каналов, а мостов не сумел. Официальных названий не было ни на табличках, как на улицах, ни на планах и картах, ни в доступных мне документах.
А лучше давайте реально или мысленно пройдем по всем водным артериям города. Обязательно удастся сосчитать все существующие мосты. Но не сумеем обратиться к каждому по имени.
Главная наша река – Цна. Берет свое начало в Кувшиновском районе, проходит через Фировский и Вышневолоцкий районы, у деревни Никифорково впадает в Вышневолоцкое водохранилище. А пройдя через водосброс дамбы, ограничивающей город с запада, снова плавно течет по своему древнему руслу. Но у Богоявленского собора разделяется на протоки, образуя систему островов. У Цнинского бейшлота снова обретает единое русло. Ниже по течению примет воды реки Шлины и Цнинского канала. И опять рекой Цной, широкой и судоходной, хотя и сдавливается береговой и донной растительностью, потечет к северу, чтобы влить свои воды в озеро Мстино. Так проходил и старый судоходный путь Вышневолоцкой водной системы.

Если не считать дамбы и плотины с водосбросом, которые являются своеобразным мостом, имеют проезд, первым на Цне будет Пролетарский мост в створе улицы 3-й Пролетарской и Цнинской набережной.
Был здесь мост деревянный – Жуковский, названный так по микрорайону Жуковщине. Его сменил железобетонный, с двумя полосами движения. Тогда и появилось новое название – по микрорайону Пролетарских улиц. Название привилось. Но насколько оно официально, закреплено ли решением бывшего исполкома горсовета? И под каким названием осталось в документах, на планах и картах? А мост важен в хозяйственном и стратегическом значениях, ведь через него проходит запасной маршрут автодороги Москва – Санкт-Петербург.
Пройдя многие острова в центре города, Цна снова течет по древнему руслу. Но в его узком месте еще в начале прошлого века были построены плотина и шлюзы, называемые и сегодня бейшлотами. Они были проезжими, долгое время служили и мостами. Сегодня один засыпан, второй служит только для сброса паводковых и накопительных вод из Цны. Старое название закрепилось, было перенесено и на набережную. И стоит ли придумывать новое и для моста?
Следующий транспортный мост уже федерального значения, на автотрассе Москва – Санкт-Петербург, один из самых больших по габаритам. Его и следует называть Цнинским – отличие есть в назначении.
Но через эту же главную реку города перекинуты три больших железобетонных пешеходных моста: у стеклозавода 9-го Января – заменивший бывший висячий, у ворот торговых рядов и у центральной районной больницы. Два стоит считать реконструированными, а один – у торговых рядов – новый. Как их называть? Заводской? Торговый? Больничный? Или первым, вторым, третьим Цнинскими пешеходными?
И еще четыре моста через протоки Цны в островной части. Именовать их так же Цнинскими? Или первым, вторым, третьим межостровными? А четвертый, выходящий на Пожарную набережную, Материковым? Или называть именами бывших руководителей города, принимавших решение о строительстве таких громоздких и тяжелых – транспортных – мостов в “будущей зоне отдыха”? Как памятники их бездарности и бесхозяйственности. Ведь эти мосты при немалых затратах сил и усилий на их возведение оказались практически бесполезными, ненужными.
Говорю об этом без иронии, с единым лишь стремлением, чтобы мосты были не просто “имян-ны”, а имели непременно названия – точные, обоснованные, красивые и неповторимые.
Не много ли в городе “цнинских” мостов? Но непременно нужно сказать и о мосте через Цнинский канал у Богоявленского собора. Ему уже почти три столетия. Главный же мост на автотрассе был построен только в середине нашего – после реконструкции и вывода автодороги с Ленинградского шоссе, улиц Подбельского, Осташковской и проспекта Советов на улицу Кирова. Он один из самых больших и загруженных, имеет федеральное значение. Пожалуй, справедливо называть его Цнинским. Но ведь существуют еще два автодорожных моста через канал – у Богоявленского собора и на Новоцнинской плотине у зеркального производства, один пешеходный – у бывшего Путевого дворца! В этот список стоит включить и еще один автодорожный – за автостанцией. И все они “цнинские”.
На фотографии начала нынешнего века мост у собора, тогда еще деревянный, хотя и на гранитных устоях, назван Московским, ибо с него начиналось московское направление шоссейной дороги. И этот мост перестроен с учетом сегодняшней нагрузки. Но почему оказалось забытым старое и оправданное название? Почему он стал безымянным? Или имеет вольное название – Соборный. А как он значится сегодня на карте шоссейных дорог России или в документах управления автодороги Москва – Санкт-Петербург? Неужели седьмым или десятым “цнинским”? Таким же “московским", “соборным”, “цнинским” можно назвать и второй автодорожный мост на бывшем Московском шоссе – через Обводной канал. Так сколько же их – этих “цнинских”?
Остается еще целое семейство “тверецких” мостов. Поэтому нужно пройти и по Тверецкому каналу – от его соединения с Цной до впадения в верховье Тверцы. Первым здесь будет автодорожный мост на переходе набережной Олега Матвеева в Цнинскую набережную. Он должен считаться и первым на Тверецком канале, старейшим, ибо был возведен для соединения центра города с районом нынешних Пролетарских улиц, отрезанных при строительстве первого канала на Вышневолоцком водном пути. И мог быть построен еще по проекту М.И. Сердюкова и его усилиями. Имел важное свое назначение – через него после строительства канала проходила “государева” дорога на Москву. Должен бы он называться Тверецким или Старотверецким. В отличие от моста у начала нынешнего Московского шоссе. И в отличие от еще одного моста через Тверецкий канал – железнодорожного, как и пешеходного, соединяющего Тверецкую и Затверецкую набережные и проспект Ленина и улицу Василия Белякова.
Далее автодорога пройдет еще через один мост – у Новотверецкой ГЭС. По названию ГЭС и мост называют Новотверецким. Но ведь существуют уже мост с таким названием – через Новотверецкий канал на шоссе Вышний Волочек – Есеновичи! Как же точно поименовать каждый в этом семействе “тверецких” мостов?
Нельзя считать крупной рекой в границах города реку Шлину. Свою главную воду она оставляет в Вышневолоцком водохранилище, при стоке в него у поселка Красномайского. На дне водохранилища осталось и древнее русло реки. Но при строительстве защитной дамбы вдоль Ленинградского шоссе был предусмотрен и водосброс в водоем мебельно-деревообрабатывающего комбината. Мост здесь скрытый – под полотном дороги. Но водосброс действует, и еще в недавние годы использовался для сплава древесины. Из заводского водоема, пройдя через водосброс под автодорожным мостом на улице Лесозаводской, река снова входит в свое древнее русло. А обогнув городские кварталы с севера и пройдя под автодорожным мостом у начала улицы Калинина и пешеходным, ведущим к стадиону “Авангард”, сливает свои воды с цнинскими, также пришедшими из водохранилища по Цне, Таболке и Цнинскому каналу.
Пожалуй, мост через Шлину по автотрассе стоит именовать Шлинским. А мосту на Лесозаводской улице или пешеходному названия потребны уже другие. Чтобы не появилось новое семейство мостов, уже “шлинских”.
Не на каждой карте означена река Таболка, всё больше мелеющая и зарастающая, хотя и с высокими, крутыми берегами. Пришлось строить и через нее мосты – автодорожный у механического завода, два пешеходных через спрямленное “канальное” русло у корпуса прядильного производства фабрики “Таболка” и через два водосброса – на дамбе водохранилища, где начинается река, и у ее впадения в Цну. Стоят и работают мосты, так и оставаясь безымянными, разве что только один вместе с прилегающей территорией носит странное название Калининская стрелка.
Неприметным остается Обводной канал. Он не входил в Вышневолоцкую водную систему. Прокопан был как осушительный при формировании вторых торговых рядов. Хотя и он у Богоявленского собора имеет гранитную стенку. Один из трех мостов через канал автодорожный, железобетонный. Остаются нужными и пешеходные у выхода из Цны и при впадении в Цнинский канал.
Припомнилась еще одна фотография начала нынешнего века, на которой заснят мост через Обводной канал у его выхода в Цнинский. Мост на ней высокий, выгнутый, с ажурными решетками и боковинами, словно выставочный, будто и строили его не плотники, столяры. И строили не для показа, а каждодневного пользования вышневолочан, живших в начале века и наделенных истинной любовью к своему городу, неподдельной гордостью за его славную историю, его реки, каналы, мосты, которые, смею думать, были “имянны”. Как же всё это потерялось? Почему же остыли мы в понимании истории, красоты, оригинальности, гордости?
У каждого времени свои требования. И нет уже в нашем городе мостов деревянных, кроме нескольких пешеходных. И пешеходные строим из долговечных материалов – железобетонные, с асфальтовым покрытием, в расчете на долговечность, удобства. И что нам до имени, до первой и обязательной строчки в техническом паспорте моста – его названия?
Должна быть интересной и история мостов в Вышнем Волочке.
На рисунке в записках немецкого путешественника А. Мейерберга, датированном 1662 годом, который считают первым графическим изображением Вышнего Волочка, видна паромная переправа. В XVI и XVII вв. территорию будущего города, строившегося компактно в нынешнем его центре, делила только река Цна. Нынешние микрорайоны акционерных обществ “Вышневолоцкий текстильщик”, “Таболка” и “Парижская коммуна” были за городской чертой. И крайней потребности в постоянных мостах даже на “государевой дороге” просто не было – существовали паромные переправы или наплавные мосты.
Но построенный в 1708 году Тверецкий канал, первый на Вышневолоцком водном пути, отделил от центра города застраивавшийся район нынешних Пролетарских улиц. Поэтому первым построенным мог стать мост через этот канал. Об этом пишет и Л.С. Быков в своей книге “По петровскому указу – канал на древнем волоке” (1994 г.): “Через канал были перекинуты два моста – один для пешеходов, другой для гужевого транспорта. Всё строительство было закончено в 1708 году”. Транспортный мост мог быть возведен у соединения канала с Цной, как и в наше время”.
Здесь проходила и московская дорога. Через пятнадцать лет был построен и еще один транспортный мост. О нем писал в Правительствующий Сенат в одном из своих отчетов о проведенной работе по совершенствованию гидротехнических сооружений на водном пути М.И. Сердюков: “...да через тот же Тверецкий канал для проезду и прогону скота делан мост”.
Третьим мог стать мост через Цнинский канал у Богоявленского собора.
Другие крупные мосты – через реки Цну, Шлину и Тверецкий канал – возводились уже в первой половине прошлого века, при строительстве нынешней автомагистрали. Все мосты и на ней были с деревянными замковыми перекрытиями, выгнутые. Они перестроены, с расширением проезжей части, выравниванием полотна и заменой деревянных устоев и перекрытий на железобетонные, в 1950-х годах при первой капитальной реконструкции шоссе. Тогда же был построен и новый мост через Цнинский канал – у выхода шоссе со стороны Санкт-Петербурга на улицу Кирова.
Из строившихся без изменений ко времени строительства автодороги относится небольшой, сложенный из тесаного гранита мост на улице Калинина в районе станции юных натуралистов. Но он скрыт асфальтовым покрытием шоссе и служит только для пропуска ливневых и сточных вод. К таким же малым дорожным относятся и два “канавных” моста на дороге, проходящей через территорию фабрики “Таболка”.
К общему списку нужно прибавить и очень важный для города путепровод через Октябрьскую железную дорогу. Он не нуждается в названии. А как быть с другими? Оставить в семействах "тверецких”, “цнинских”, “шлинских”? Или есть названия официальные – в технических паспортах, на планах, картах, но они не вошли в наш обиход?
А ведь мосты должны быть “имянны”. Все. И для всех!

Возврат в МЕНЮ