Возврат в МЕНЮ

ДВ №29 от 23 июля 1999, стр. 3, ДВ №30 от 30 июля 1999, стр. 3, ДВ №31 от 06 августа 1999, стр. 3

 

Матюнин Рудий Иванович

 

(02.12.1938-22.11.2002)
основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель,
издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002),
учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова,
председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов.

     

Волшебник контрабаса и дирижер

К 125-летию со дня рождения С.А. Кусевицкого

В Ямбурге хозяин балагана неожиданно сказал музыкантам прощальные слова и выдал по «медному грошу». Не рассчитывая на скорую развязку, оркестранты были в шоке. Привыкнув к бродячей жизни, пока два года колесили с балаганом через Бологое, Валдай, Псков, по Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерниям, они не очень-то заботились о будущем, проедая и пропивая заработок. И вот сюрприз балаганщика.
Из Ямбурга (Кингисепп. – З.Т.) до Вышнего Волочка долгий путь. К тому же раньше ехали на лошадях, а теперь придется добираться на своих двоих. Впрочем, унывали недолго. В руках у Петра Слевинского, Ивана Белоусова, братьев Кусевицких инструменты, а разве могут быть свадьбы или крестины без музыки? А там и накормят, и напоят, и в дорогу торбу набьют! Так и добирались на родину.
Среди бродячих музыкантов был и шестнадцатилетний Сергей Кусевицкий, перенявший у отца умение извлекать звуки на альте, виолончели и контрабасе. Отец 25 лет тянул лямку солдатской службы при Николае и выучился терзать скрипку смычком. Да так, что порой слезу вышибал. Немудрено, что, поселившись в Вышнем Волочке, женившись, а значит, остепенившись, он нет-нет, да и поигрывал на свадьбах да на крестинах. Один за другим появились на свет пятеро детей, но после появления Сергея мать умерла.
Отец стал играть не от случая к случаю, а постоянно – в трактирах, кабаках, на ярмарках. Из столь злачных мест много денег приносить не принято, и жила семья Кусевицких бедно. Умевший музицировать глава семьи стал приучать к инструментам и детей. Когда Сергей не шел в школу, а такое случалось зимой через день, потому что на двоих была одна пара валенок, он тоже водил смычком.
Урок пошел впрок и, когда старший брат Сергея организовал первый в Вышнем Волочке оркестр, одним из оркестрантов стал четырнадцатилетний Сергей. Играли на балах, что затевали местные купцы, а летом в городском саду. В июле 1888 года во время ярмарки оркестр понравился хозяину передвижного балагана, и он предложил старшему Кусевицкому ехать с ним по городам да весям России. Эта была первая «гастроль» Сергея Кусевицкого, который потом объездит весь мир, став известнейшим контрабасистом и дирижером Бостонского симфонического оркестра.
Вернувшись из «гастролей» Сергей отдыхает дома целый год. Но прекрасную игру на струнных инструментах замечают редкие гости из столиц и в один голос твердят: «Тебе надо учиться!»
В конце концов Сергей решается на отчаянный шаг – едет в Москву учиться музыке. Вот только что делать, если в кармане пусто – за обучение-то надо платить! Но выручает класс контрабаса – там не только не берут за обучение деньги, но еще и стипендию платят! Контрабас так контрабас – лишь бы быть в стенах филармонического училища!
Настойчивая учеба, познание тайн музыкального искусства стали главным делом жизни Сергея Кусевицкого, и неудивительно, что уже через три года он в рядах оркестра Большого театра, а еще через два шокирует публику сольной программой на контрабасе. Этот концерт и положил начало всемирной славе контрабасиста-виртуоза. Его игру на контрабасе сравнивали с лучшими певцами – Неждановой, Собиновым, Шаляпиным. Вот что писал об игре Кусевицкого знаток вокального искусства Виктор Коломийцев: «Под волшебным смычком Кусевицкого его инструмент-гигант поет, как лучший итальянский певец, как какой-нибудь Мазини! Притом «певец» этот наделен не только чарующим тембром полнозвучного, восхитительно разработанного голоса... Он наделен также глубокой музыкальностью: его художественное мастерство одухотворено артистическим темпераментом, полным изящного вкуса».
Искусством Кусевицкого восхищались Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Танеев, Глиэр, С. Прокофьев, Глазунов, Л. Толстой... Он был признан лучшим в мире контрабасистом-виртуозом, первым в России раскрывшим возможности контрабаса как сольного инструмента, и основоположником новой области русского музыкального искусства.
Но Сергей Александрович не останавливается на достигнутом. Его привлекает возможность повелевать коллективом музыкантов за дирижерским пультом, и он берет уроки у Артура Никиша, самого известного дирижера, представлявшего романтическую школу. Через два года состоялся его дебют в Берлине как дирижера. Потом он выступает с Лондонским и Венским симфоническими оркестрами, с Парижским Колон-оркестром. И снова успех!
Заграничная жизнь светит гастролями по Америке, но Кусевицкий возвращается в Россию, чтобы быть первым среди русских дирижеров, завоевать всеобщее признание музыкальных авторитетов Москвы и Петербурга. После исполнения в 1911 году подряд всех симфоний Бетховена современники назвали его лучшим интерпретатором Бетховена и даже считали, что «лучшего толкователя Бетховена не мог бы пожелать и сам автор».
Конечно же, Кусевицкий исполнял и русскую музыку, и здесь ему не было равных. О глубине и проникновенности симфоний Чайковского писали в один голос. Музыкальный критик В.Г. Каратыгин считал, что «до такой умной, глубокой, проникновенной передачи Скрябина до сих пор не возвысился ни один из отечественных собратьев Кусевицкого». Тесные контакты связывали Кусевицкого с Глазуновым, Лядовым, Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым...
Казалось бы, можно и остановиться, но, видно, глубоко засеяны в натуре Сергея Александровича семена вечного поиска, неудовлетворенности. К тому же талант всегда на виду у
недоброжелателей, а те кивали в сторону Кусевицкого: «Пришел на готовенькое. Такие оркестры и без него блистали!» Конечно, это были голоса тоньше писка комариного.
Но Сергей Александрович выбивает последний козырь у недоброжелателей, создав в Москве оркестр – и тоже лучший в России. Никакие катаклизмы не препятствуют главному делу его жизни – музыке! В грозном 1917 году он организует на базе придворного оркестра первый в Советской России симфонический оркестр и руководит им три года гражданской войны. Нарком просвещения А.В. Луначарский советуется с нашим земляком по всем музыкальным вопросам.
Помимо музыкальной в нем пульсировала жилка организатора. В 1909 году Сергей Александрович основывает «Российское музыкальное издательство», которое выпускает сочинения Скрябина, Танеева, Римского-Корсакова, Прокофьева и других композиторов. Весь доход от продажи шел в пользу композиторов. Это единственное в мире музыки издательство просуществовало до 1938 года.
В том же 1909 году, на волне успеха своей дирижерской деятельности, начинаются выступления симфонического оркестра, которые тут же окрестили «Концертами Кусевицкого». Вплоть до 1920 года они становятся главным событием музыкальной жизни Москвы, как и концерты Зилоти в Петербурге.
Бескорыстное стремление поддержать творческую личность в трудную минуту – еще одна отличительная черта Кусевицкого. Когда в 1910 году известнейший в будущем пианист Артур Рубинштейн играл на конкурсе имени Антона Рубинштейна, то лавры победителя у него отобрал немецкий пианист Альберт Ген. Играл он неплохо, но члены комиссии: Глазунов, Есипова, профессора консерватории, – предпочтение отдали Артуру, настолько взволнованные его выступлением, что по очереди подходили целовать бесспорного победителя.
Целовать-то целовали, да невпопад. Не знали они, что в кармане у Альберта Гена была козырная карта в виде напутственного письма к императрице от ее братца герцога Тесского: «Приласкай, мол, земляка!» Та и постаралась!
И как ни бился Глазунов, ни доказывал до хрипоты, краснея от гнева, верх искусства Артура, остальные члены комиссии спрятались за юбку императрицы и выдали денежную премию гостю из Германии.
Об этом рассказали Кусевицкому. Сергей Александрович был глубоко возмущен несправедливостью, и тут же отбил телеграмму с поздравлением Артуру Рубинштейну, и выслал денежный перевод на 5000 франков – именно столько получал победитель конкурса. Мало того, он пригласил пострадавшего к себе на дачу под Харьковом и ангажировал пианиста сразу на двадцать концертов по России.
В тот год Кусевицкий путешествовал с симфоническим оркестром по Волге, знакомя русскую провинцию, из которой вышел и сам, с произведениями русской и зарубежной музыки. Такие же поездки по Волге он совершает в 1912, 1914 годах. А в нечетные годы – 1911, 1913 – исполняет с оркестром все симфонии Чайковского и Бетховена в южных городах России.
В 1920 году С.А. Кусевицкий выезжает во Францию и остается за границей до конца жизни. Во Франции кипучая энергия дирижера находит широкий отзвук.
За четыре года жизни Кусевицкий становится заметной фигурой музыкальной жизни Франции. За особые заслуги в музыкально-общественной деятельности в 1920 – 1924 годах французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. Наверное, это единственная такая награда среди уроженцев Вышнего Волочка.
Потом наш земляк уезжает в Америку, и последние четверть века его жизни связаны с Бостонским симфоническим оркестром. Вот что говорил о Кусевицком автору книги о музыканте А.В. Астрову тот самый Артур Рубинштейн, о котором мы писали выше и который играл с оркестром Кусевицкого в Нью-Йорке, Голливуде, Бостоне: «Он поздно начал дирижировать, но, несмотря на это, скоро стал очень хорошим дирижером... Никто не мог сделать Четвертую и Пятую симфонии Чайковского так, как он! Я не слышал лучшего исполнения. Но самым выдающимся у Кусевицкого я считаю его гениальнейшие организаторские способности. Его деятельность в музыке так разнообразна, как ни у кого... Недаром его пригласили в самый лучший оркестр в мире – Бостонский! Этот оркестр Страдивариус среди других оркестров. 25 лет Кусевицкий работал с этим оркестром, и это были его лучшие годы... Он никогда не переставал работать! Он всю жизнь работал. Он жил для музыки и музыкантов... Чудесный человек!.. Колоссальная личность! Он обладал поразительным обаянием и одновременно огромной силой воли».
На далеком от России континенте Сергей Александрович с присущей ему горячностью, энтузиазмом ищет таланты, помогает молодым композиторам, музыкантам, став самым чутким дирижером. Крупный американский критик Ляйхтен-стритт писал: «Быть может, самая важная фаза из всех в американской музыке – новая симфоническая музыка, которая стала существовать главным образом благодаря инициативе доктора С. Кусевицкого и воплощению его артистических намерений».
Первые исполнения под управлением Кусевицкого принесли известность почти всем современным композиторам Америки: С. Барберу, Л. Бернстайну, Г. Хассену, У. Шуману, Р. Гаррису, У. Питсону... Благодаря его заказам появились на свет произведения выдающихся композиторов И. Стравинского, М. Равеля, Я. Сибелиуса, А. Копленда, Д. Гершвина.
Признавая заслуги Кусевицкого в развитии музыкального искусства Америки, его избирают почетным профессором университеты Брауна, Руджерса, Ели, Вильямс-Коледжа, Бостона. А Гарвардский присваивает ему степень доктора искусств.
Считая музыку искусством глубоко интернациональным, не требующим перевода для воздействия на человека, Сергей Александрович остается глубоко русским по духу человеком, и именно русская симфоническая музыка – от Глинки до Шостаковича – занимает в программе Бостонского оркестра первое место, а за четыре месяца до смерти Кусевицкий исполняет только русскую музыку: Четвертую симфонию П.И. Чайковского и Пятую симфонию С.А. Прокофьева.
Музыка отнимает у Сергея Александровича всё время, но он не был бы самим собой, если бы оставался в стороне от общественных забот. Во время Второй мировой войны возглавляет фонд помощи Советскому Союзу и становится президентом музыкальной секции Общества американо-советской дружбы.
Он всё время рвался на родину, наверняка мечтая побывать и в городе своего детства Вышнем Волочке, где был в последний раз в 1916 году. В 1943 году, казалось, осуществится мечта: был даже составлен план поездки Бостонского оркестра в Советский Союз. Но условия военного времени не позволили осуществить его желание. После войны Сергей Александрович делает попытку наладить творческие связи с музыкальными коллективами СССР. В частности, сохранилось его письмо в театр оперы и балета имени С.М. Кирова: «Наше общество музыкантов и любителей музыки очень заинтересовано в установлении близких отношений с вами. Мы хотим наладить творческий обмен спектаклями, артистами, информациями и музыкальными материалами между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Нам совершенно ясно, что достижение этих целей значительно поднимает у нас музыкальную культуру и искусство. Нам кажется, что советские и американские музыканты достигнут еще более высокого мастерства при самом близком знакомстве... Мы предполагаем давать у себя специальные программы русской музыки, и хотелось бы, чтобы подобные программы американской музыки организовывались у вас».
Но охлаждение отношений между СССР и США, гонка вооружений не позволили сделать его мечту реальной. Сергей Александрович Кусевицкий умер на чужбине в июне 1951 года, на 76 году жизни, оставив как завещание слова, сказанные за три года до смерти на симпозиуме друзей музыки в Пристонском университете: «Музыка объединяет людей всего мира, помогает созданию гармонии и единства. Если мы согласимся с этой великой миссией музыки, то мы более ясно и более полно поймем масштабы нашего значения в жизни общества».

Возврат в МЕНЮ