Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 от 25 апреля 1997, стр. 3, ДВ №5 от 02 мая 1997, стр. 3

 

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002)
основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов
.
     
Николай Константинович Рерих
в Вышневолоцком крае

Мечта каждого краеведа видеть Н.К. Рериха в своем доме: узнать о пребывании великого философа, художника и историка именно в его крае. И нам, вышневолочанам, гордящимся фактами посещений Вышневолоцкого края царями и царицами, поэтами и музыкантами, ох как не хватало прикосновения к нашей земле именно великого Рериха!
И вот он пришёл! Сначала необычной выставкой «Неизвестный Рерих». А потом, благодаря санкт-петербургскому исследователю творчества Н.К. Рериха В. Мельникову, и новыми сведениями о связях всемирной знаменитости с нашим краем. Сегодня поделимся этими сведениями, и путеводным посохом в путешествии будет работа В. Мельникова «Н.К. Рерих и Вышневолоцкий край».
Документов, удостоверяющих первый приезд Н.К. Рериха в наши края, нет. Но то, что Николай Рерих наверняка был в один из летних сезонов на Академической даче во время учёбы в Высшем Училище при Императорской Академии Художеств, оставляет мало места для сомнений. Его учитель А.И. Куинджи был едва ли не завсегдатаем «Академички» в течение нескольких лет.
И может быть, именно на Академической даче, во время поездки в Вышний Волочек, Николай Рерих «заболел» тайной великого водного пути «из варяг в греки». На протяжении 20 лет эта тема вдохновляла мыслителя и как художника, и как учёного. В своём исследовании В. Мельников пишет, что «в живописи гений оставил на эту тему десятки картин и этюдов, а в науке археологические находки и этнографические наблюдения, зафиксированные в целом ряде публикаций...». Приводит В. Мельников и слова из письма Рериха В.В. Стасову: «Сюжет «Славяне и варяги» развивается у меня в целую, так сказать, славянскую симфонию. Может быть грандиозно (12 картин), целая эпоха».
Наиболее известны картины этой серии «Гонец», «На чужом берегу», «Сходятся старцы», «Идол», «Поход». Но самыми близкими по сюжету к нашему Древнему волоку, пожалуй, будут три варианта картины «Волокут волоком», где, несмотря на гористый пейзаж (в В. Волочке подобного нет. – 3. Т.), перетаскивание ладей по суше живописуется ярко и, верится, очень похоже на то, что происходило когда-то в наших краях.
Прямое упоминание о пребывании Н.К. Рериха на вышневолоцкой земле будет лишь однажды. Но разве так далеко от нас Бологое, где в имении П.А. Путятина, кстати, предводителя вышневолоцкого дворянства, познакомился молодой археолог со своей Ладой – Еленой Ивановной Шапошниковой. Описывает это знакомство одна из приятельниц Елены Ивановны в молодости Шишкина (альманах «Утренняя звезда» № 1,1993). Елена Ивановна в те годы каждое лето отдыхала вместе с матерью в имении тетки княгини Евдокии Васильевны Путятиной на станции Бологое. Имение Высокое расположено примерно в двух верстах от железной дороги на самом берегу Бологовского озера. Вот что вспоминает Н.В. Шишкина: «Однажды вся семья Путятина отправилась в свою деревенскую баньку, построенную тут же на краю парка, на берегу озера. Елена Ивановна первая вернулась и, проходя через переднюю, увидала в углу сидящего человека; она машинально взглянула на него и прошла мимо, приняв его за охотника или за одного из служащих князя Путятина. Сам Путятин был в то время в отъезде, тоже по делам раскопок; уехал туда на несколько дней. Она не очень большое внимание уделила сидящему ожидающему человеку, но этот скромный сидящий человек с огромным удивлением перед её красотой поглядел на неё. Она шла с распущенными волосами, после мытья, которые, как длинная пелерина, окутывали сверху донизу её стан. Вернувшись из бани, вся семья села за стол в столовой ужинать, и тут только Елена Ивановна вспомнила о том, что в передней «сидит какой-то человек приехавший», должно быть по делу к дяде. Спохватившись, пошли к нему, пригласили его к столу. Это был невзрачно одетый, в охотничьих высоких сапогах, куртке и фуражке человек, очень скромно назвавший свою фамилию – Рерих. Из разговоров выяснилось, что он и есть знаменитый уже в то время художник Рерих, чьи картины уже были в Третьяковской галерее в Москве и на выставках картин Петербурга, и что он приехал к ним к старому князю археологу по делам археологических раскопок, производимых в этой местности. Старик князь задержался в пути, и несколько дней Рерих прогостил в их усадьбе в ожидании приезда князя».
Впрочем, в Бологом Николай Константинович споткнулся о любовь неожиданно. А ехал-то он работать! В 1899 году он имел задание Географического общества исследовать курганные погребения и жальники при деревне Подлипье у озера Глубочиха в 10 верстах от Бологое. И верится, что именно тогда любовь земная соединилась с любовью к земле нашей. Ибо вот какие слова о Валдае написаны Рерихом в письме к А.В. Половцеву: «Только что возвратился я из поездки по Валдайскому уезду... На Валдае насмотрелся я интересных пейзажей и ещё раз вспоминал, как мало ещё ценят у нас своё, пренебрегая этими чудными озёрами, обросшими лесом, этими спокойными и величавыми холмами и таинственными балками. Сколько в них песни, сколько в них задушевности!» Приводит В. Мельников и ещё одну строчку из письма с упоминанием наших мест: «...ближайшими областями, подлежащими исследованию, являются теперь уезды Боровичский (древний Бежецкий уезд) Новгородской губернии и Вышневолоцкий Тверской губернии».
Приехал Николай Константинович и под Вышний Волочек. Раскопки производил на берегу озера Мстино. Именно здесь им впервые были найдены знаменитые человеческие фигурки, вызвавшие споры, внёсшие сумятицу в умы археологов-исследователей и даже конфронтацию с неким Н.И. Веселовским. Тот вначале объявил фигурки подделками, а потом приписал их открытие себе.
Николай Константинович нашёл на озере Мстино четыре фигурки (три из них лично). Ещё несколько фигурок нашёл на берегу озера Пирос (Бологовского района). А вся коллекция доисторических предметов, представленных на французском Доисторическом конгрессе в Перигё князем М.П. Путятиным, сыном известного нам археолога и антрополога, произвела фурор. В. Мельников в своей работе впервые приводит переводы выписки Рериха из статьи о коллекции из французского журнала «Человек Доисторический»: «Члены конгресса были очень признательны М. Путятину за то, что он взял на себя труд привезти в Россию удивительную коллекцию предметов, датированных, вероятно, разными доисторическими эпохами. Это результат исследований, проведённых на многочисленных водоёмах в районе Вышнего Волочка Н. Рерихом, выдающимся художником. Среди превосходных интересных предметов, содержащихся в этой коллекции, наше внимание привлёк изящный яшмовый наконечник стрелы с четырьмя зазубринами, разъеденный временем, и каменные круги, имеющие зубчатый край, служивший для отпечатывания на глиняных вазах ямочных орнаментов, примеры которых мы видим на многочисленных черепках».
О раскопках Рериха в наших краях, хотя и косвенно, неоднократно упоминал академик Б.С. Соколов. Он встречался с сыном Н.К. Рериха Святославом и делился впечатлениями о детских годах, проведённых в селе Берёзки. Святослав Николаевич про Берёзки, про имение Ширинского-Шихматова тоже вспоминал, где бывал мальчишкой вместе с отцом. А ещё одним подтверждением этого факта становится письмо Николая Константиновича, написанное П.А. Путятину во Францию. Его тоже приводит в своей работе В. Мельников: «Глубокоуважаемый, дорогой Павел Арсеньевич! Очень рад я Вашему хорошему отзыву о моих находках этого лета (1905 год. – 3.Т.). Конечно, обработать отчёт об этих работах теперь на месте раскопок за малым временем не удастся: спешу сообщить Вам хотя бы краткие сведения об условиях моих новых исследований.
В одной только Северной части Вышневолоцкого уезда насчитывается до 270 озёр, переплетённых реками и ручьями, соединённых часто бывшими плёсами – моховыми болотами. Такова природа нашего очага каменного века! Условия исследований в озёрной области, как Вы знаете, совершенно исключительны. Мало ошибётся исследователь, если предположит, что на каждом озере, кроме водохранилищ искусственных, можно найти следы древнейших обитателей. Теперь мне выясняется целый район из девяти бывших озер в уездах Валдайском и Вышневолоцком. Говорю, что условия наши исключительны: все эти озера вошли, как водохранилища, в состав системы шлюзов мстинских и волжских, устроенных Петром Великим. Вследствие шлюзов реки и озера далеко выступили за свои прежние границы и размыли стоянки каменного века, бывшие на их прежних берегах. Теперь в мелководье по берегам озер на осохших местах и в воде около берега можно находить массу кремневых орудий и гончарства, небольшая часть которых нашита на таблицы».
Усадьба Берёзки. Совсем недавно упомянул её в связи с Рерихом известнейший рериховед из Новосибирска П.Ф. Беликов в своей книге «Рерих. Опыт духовной биографии». Оказывается, в 1904, 1905 и 1908 годах Николай Константинович и Елена Ивановна снимали здесь дачу.
Благословенный сей край не мог не полюбиться душе художника, и наверняка не одно только полотно «Дом в Берёзках» написано здесь. К тому же не забудем, что интересы Рериха лежали не в одной плоскости, а принадлежали двум ипостасям – живописи и археологии. Тому свидетельство письмо Е.И. Шапошниковой к мужу 21 июня 1909 года. Кстати, именно это письмо позволяет В. Мельникову утверждать, что чета Рерихов проживала в Берёзках и в том году. О чем же в нём речь?
«Дорогой Майчик, сегодня у меня праздник – приехал Андрей и привез кремешков, есть хорошие экземпляры, хотя и не очень много. Он ездил также на озеро Хвошню, но нашел всего две стрелы и несколько черепков. Говорит, что очень трудно брать по причине большой воды и крутых берегов. И, к сожалению, вода в этом озере никогда не усыхает. Стрелы ничем не отличаются, черепки же черные и толще, вроде Ключиневых.
Целый день сегодня разбирала их – есть славная вещица, подобные нам уже попадались, но это сравнительно большая и очень хорошей отделки.
Затем пришел один мужик с озера Тубос, принес раки, и я вспомнила, что с тобой ездили как-то на Тубос, а на берегу и пашнях видели много кремней – показала ему стрелку и скребок. Говорит, что их немного, а попадаются, а сейчас в озере небывалая малая вода и продержится так долго, ибо озеро это хотят упразднить. Сообщил еще одно интересное сведение. На том же Тубосе, против деревни Еванково, на крестьянской земле есть курганы маленькие, говорит, очень аккуратные и обложенные камнями. Из некоторых высыпаются какие-то разноцветные и плоские, вроде пятаков, кругляшки. Я просила принести мне их показать. Как ты думаешь, что бы это могло быть? А вдруг янтари? Находил же ты их в Боровичах. Надо будет съездить покопатъ...
... Светкина любовь ко всему живому простирается и на дождевых червей, улиток и пр. мерзость. Набрал этой гадости целую массу, все ведерки и банки заняты этой коллекцией, и не позволяет выбрасывать, приходится делать это потихоньку».
Тубос, Хвошно, Еванково – разве это не наши места? До Тубосса (ныне пишется с двумя С. – 3.Т.) по прямой 7 километров, и на берегу стоит деревня Иванково. Озеро Хвошно недалеко от Старого. Так что Святослав Николаевич Рерих (в письме Светик. – 3.Т.) мог вспоминать именно Берёзки.
И наконец, ещё одна точка на карте Тверской области, где бывал Рерих. Это Млёво нынешнего Удомельского района. Здесь художника заинтересовала судьба знаменитой Марфы Посадницы. Князь П.А. Путятин первый обратил внимание на «вышедшую из земли» надмогильную плиту Марфы Борецкой и привёз туда Рериха. Споры о том, здесь ли похоронена новгородская воительница, не стихают до сих пор. Для Н.К. Рериха принадлежность могилы Марфе была непреложным фактом. В своем очерке «Марфа Посадница» в 1906 году он писал:
«По Мсте, красивой, стоят городища. На тверской стороне во Млеве был монастырь. Слышно, в нем скрывалась посадница Марфа. В нем жила четырнадцать лет. В нем и кончилась.
Есть могила Марфы во Млеве. Тайно ее там схоронили. Уложили в цветной кафельный склеп. Прятали от врагов. Так считают. Уже сто лет думают так, и склеп не открыт до сих пор».
Наверное, и ещё есть места, связанные с пребыванием Н.К. Рериха на тверской земле. Упоминает он озеро Селигер, Торжок, Тверь, Бежецк... А разве мог он миновать знаменитое село Лялино, где проживали родственники Е.И. Шапошниковой Голенищевы-Кутузовы? И прав автор статьи «Н. К. Рерих и Вышневолоцкий край» В. Мельников, что можно выпустить целую книгу со статьями и очерками Рериха по археологии, истории культуры, природоведению, посвященную Валдайскому краю. И солидную часть в ней могут занять наши, тверские места.

Возврат в МЕНЮ