Возврат в МЕНЮ

ДВ №17 от 07 октября 1994, стр. 8

 

Матюнин Рудий Иванович

  (02.12.1938-22.11.2002) основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов. 50 статей.
     

Машенька из провинции

Иным артистам судьба готовит единственную роль, с которой они остаются в истории. Такой единственной ролью для актрисы Валентины Ивановны Караваевой стала роль в фильме «Машенька», вышедшем в грозном 1942 году. Фильм о довоенной мирной жизни, о любви и ревности и только чуть-чуть о войне с финнами.
И не было особого труда для Валентины Караваевой перевоплощаться. Родом из маленького города, из семьи потомственных текстильщиков, каких в Вышнем Волочке тысячи, она рано познала нужду, сиротство (отец умер от чахотки), помпезное патриотическое воспитание на примере Вождя всех народов. Ему, Сталину, написала она письмо в четырнадцать лет с просьбой досрочно разрешить поступление в театральный институт. Ответа, естественно, не дождалась и поехала поступать после окончания школы.
Не имея родных в Москве, ночевала на бульварной скамейке, пока не пригрели ее незнакомые люди. Поступила на курс знаменитого Михаила Тарханова. Уже в 1939 году на нее обратил внимание режиссер Борис Барнет, снял в фильме «Ночь в сентябре», но полностью ее талант раскрылся в фильме «Машенька» – истории первой любви девушки из коммунальной квартиры, наивной и доверчивой.
Конечно, фильм понравился Сталину, которому она когда-то писала письмо, иначе бы не быть Сталинской премии, присужденной В.И. Караваевой за эту роль. Казалось, открывается светлая дорога в кинематографе, но следующая картина «Тоня» Абрама Ромма не вышла в свет по причине излишней трагичности.
В мае 1945 года актриса играет роль Нины Заречной в «Чайке» на сцене театра имени Моссовета. Играет блестяще. Но судьба ей уготовила иную участь. Она стала женой английского дипломата.
По нынешним меркам – жизнь, о которой мечтают многие. Только разве в сытости дело? Не могли блестящие апартаменты заменить для русской женщины прелести родного края. И когда встал вопрос выбирать – стать подданной Великобритании или разорвать отношения с мужем, она выбрала второе. В те годы Родина неласково принимала побывавших за границей. Вернулась Валентина Ивановна не в столицу, а в свой родной Вышний Волочек, где еще была жива ее мама. Многие помнят ее в сезон 1950-51 годов в местном театре. Одни запомнили ее вызывающие красные сапожки, месившие осеннюю грязь, другие – ее милое задушевное обхождение, третьи – небольшой шрам и легкое подергивание щеки – последствия дорожной катастрофы.
За сезон Валентина Ивановна сыграла роль инженера Людмилы Ивановны Леонтьевой в спектакле по пьесе С. Михалкова «Потерянный дом» и врача Анны Коляды в спектакле И. Прута и Н. Шпанова «Западная граница». Еще об одной роли говорят многие. Об исполнении роли Ларисы в «Бесприданнице». Но в репертуаре театра за тот сезон пьеса не значится. Верю актерам Г.Д. и Т.А. Недоступовым, бывшей заведующей отделом культпросвета А.И. Большаковой и другим землякам, которые помнят лауреата Сталинской премии В.И. Караваеву именно в этой роли. Наверное, специально для нее восстановили старый спектакль.
За сезон Валентина Ивановна, вероятно, показала себя благонадежным человеком, и ей позволили переехать в Ленинград, где она играла в театре имени А.С. Пушкина. Потом снова Москва. Конечно, она мечтала о новых ролях. Но кроме фильма-сказки «Обыкновенное чудо», где ей доверили роль фрейлины, вышедшего в 1965 году, на экране актриса не появилась ни разу. Зато голос ее слышали миллионы зрителей, смотревших «Красное и черное», «Фальшивая монета», «Джузеппе Верди», «Смерть велосипедиста», «Всё о Еве» и многие другие картины, дублировавшиеся на русский язык. Но главной ролью ее жизни остается Машенька из одноименного фильма сороковых, и земляки из провинциального города на Древнем Волоке помнят о ней.

Возврат в МЕНЮ