Возврат в МЕНЮ

ДВ №17 от 07 октября 1994, стр. 7

 

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002) основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов. 50 статей.
     

На фронтах искусства

Незримой нитью судьба каждого человека связана с тропами босоногого детства. И чем чаще возвращаешься в знакомые переулки, на берег родной речки, встречаешься с друзьями и знакомыми, тем крепче эта связь и живительнее соки, питающие его талант. Нелегко обнаружить прямую связь между впечатлениями и образом, что появится на сцене или на экране, но уверен, многое передумал народный артист СССР И.П. Дмитриев во время неспешных прогулок по берегу Цны в нашем городе, куда он приезжает ежегодно.
Возвращается он в места своего детства, откуда уехал почти шестьдесят лет назад. Здесь, на берегу реки, в деревянном двухэтажном доме жила дружная династия Чесноковых, к которым принадлежала мать Ивана Петровича. Как и сверстники, бегал он в школу, гонял мяч, рыбачил. Но в двенадцать лет произошло событие, перевернувшее всю жизнь, наметившее цель, от которой мальчишка не отступил ни на шаг.
Попал он тогда в вышневолоцкий театр на спектакль «Альбина Мигурская». Вряд ли кто из знатоков театрального искусства вспомнит сейчас автора этой пьесы. Да и не пьеса, а спектакль поразил в самое сердце мальчишку. Произошел тот самый счастливый случай, который так нужен каждому для выбора профессии.
Окончив семь классов, поступил мальчишка в техникум. Но всё свободное время он проводил в театре. Главный режиссер Боровский, приметив человека, страстно влюбленного в театр, пристроил его реквизитором, потом попросил заменить заболевшего суфлера; а потом положил ему 60 рублей, как «актеру третьего положения». Техникум можно было бросить, так как театр давал по тем временам неплохой приработок.
Ну а в девятнадцать лет мечты были только о театре. И поехал Иван в Ленинград, поступил на работу в цирк «Шапито». Поступил разнорабочим, хотя умел делать сальто-мортале, стойки на руках и прочие премудрости. Конечно, этого мало для того, чтобы стать артистом цирка, и, как знать, сколько лет прошло бы для становления артиста, если бы на пятый день работы в «Шапито» не увидел Иван Петрович объявления о наборе на курсы в техникум сценических искусств.
На экзаменах надо было прочитать басню, отрывок из прозы и стихотворение. Можно ли «было придумать экзамен легче для «актера третьего положения»? Немудреный багаж работника цирка перекочевывает в общежитие театрального учебного заведения.
А потом были счастливые студенческие годы, первые работы в театре комедии у Н.П. Акимова, служба в армии, которая совпала с работой в театре Краснознаменного Балтийского флота и с войной. Все 900 дней блокады Ленинграда Иван Петрович воевал с врагом силой искусства. Концертная бригада выступала на кораблях и в траншеях, в блиндажах и землянках. Последними артисты вместе с частями покидали легендарный полуостров Ханко, первыми напутствовали солдат перед прорывом блокады. Здесь, в Ленинграде, у Ивана Петровича умерла дочь, здесь он усыновил цинготного грязного мальчишку.
В театре Балтфлота Иван Петрович работал до 1948 года. Перешел в театр имени В.Ф. Комиссаржевской, а в 1973 году в театр имени А.С. Пушкина. Кинозрителям же запомнились образы, созданные им в кинофильмах. Еще перед войной Иван Петрович снялся в фильме «Четвертый перископ». Потом были фильмы «Академик Иван Павлов» (роль Дмитрия Петровича Павлова), «Крутые горки» (Горелов), «Полосатый рейс» (старпом), «Сибириада» (Блинов), «Шурочка» (Шульгович) и многие другие. В 1980 году Ивану Петровичу присвоено звание народного артиста СССР.
В прошлом году Иван Петрович Дмитриев был в родном городе и выступал перед земляками. Он очень тепло рассказывал о своем детстве, о людях, с которыми встречался.

Возврат в МЕНЮ