Возврат в МЕНЮ
ДВ №17 от 7 октября 1994, стр. 6  

Матюнин Рудий Иванович

  (02.12.1938-22.11.2002) – основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов. 50 статей.
     

«Чайка» взлетела из Буславли

В истории русского театра очень редко персонаж пьесы связывают с исполнителем. И один из таких примеров актриса В.Ф. Комиссаржевская, на все времена названная «Чайкой русской сцены». О Вере Федоровне написаны десятки книг, статей, но очень мало в них страниц, посвященных пребыванию актрисы в Вышневолоцком крае в деревне Буславле – родовом имении деда Комиссаржевской Николая Дмитриевича Шульгина, командира одного из первых в России гвардейского полка, Преображенского. А между тем природа Вышневолоцкого края, быт, увлеченность родных Веры Федоровны театром и постановка спектаклей в Буславле значительно повлияли на становление будущей актрисы.
Об участии в судьбе актрисы ее дяди Николая Николаевича ярко пишет мать «Чайки» Мария Николаевна Комиссаржевская. Настоящие спектакли были в Буславле, когда Вера Федоровна оказывалась в имении дяди. По словам той же Марии Николаевны, появление в вышневолоцкой вотчине Веры превращалось в калейдоскоп розыгрышей. «Между Верой и «дядей Колей», – пишет она, – существовало влечение, род недуга – оба они в остроумии и разных проделках старались перещеголять один другого, так что с утра до поздней ночи наш дом оглашался смехом. По вечерам Вера пела с Ольгой цыганские песни под аккомпанемент гитары... Всех проделок дяди Коли немыслимо описать, но, чтобы дать о них понятие, опишу одну...» И далее Мария Николаевна рассказывает, как Вера переоделась в мужское платье и разыграла на глазах у любопытной семьи соседа-немца, управляющего их имением, сцену приезда жениха Ольги, якобы владеющего золотыми приисками.
После первых актерских уроков мастерства у знаменитого актера В. Давыдова, учебы в Москве в студии у своего отца, знаменитого тенора Ф.П. Комиссаржевского, гастролей по России, пробных спектаклей в Москве именно в Буславле Вера Федоровна ждала решения своей актерской судьбы. Здесь она получила телеграмму о том, что ее приглашают в театр Новочеркасска на роли «инженю».
К тому времени, а было это летом 1893 года, Николай Николаевич Шульгин из-за болезни не мог уже заниматься сельским хозяйством и продал имение в Буславле Непокойчицкому. Осталось у него 6 тысяч рублей, на проценты от которых он и собирался доживать свой век. Так что денег на то, чтобы доехать до Новочеркасска, у актрисы не было. Выход предложила сама Вера. В поезде от Москвы до Вышнего Волочка она ехала с неким господином К. и его сестрой. Разгоряченная удачей, счастливая, Вера сыграла на подвернувшейся гитаре несколько цыганских романсов и тронула сердце попутчиков. Этот самый К. и предложил выступить в его доме или Дворянском собрании с концертом.
– А чем не заработок? – воскликнул дядя Коля. – Напиши об идее Киселевскому. Что скажет?
Иван Платонович Киселевский, знаменитый в те времена исполнитель роли Скалозуба в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», организовавший для Веры спектакли в Москве и опекавший ее на первых порах, не только поддержал идею, но и согласился сам приехать в Вышний Волочек. Конечно, столичный «Скалозуб» приманил немало зрителей. Читал он публике «Перед операцией» Апухтина и «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Читал знатно. Но многие видели его на московской сцене, а вот чернявую с горящими глазами и грудным голосом дебютантку рассматривали с любопытством: «Тянет или не тянет на актрису?»
Денег в тот вечер собрали не так много, но на дорогу до Новочеркасска в третьем классе хватило. И поехала Вера вместе с мужиками да торговцами навстречу дебюту в столице донского казачества. Дебюту не просто успешному, но триумфальному.
А теперь вернемся к тому музыкально-театральному вечеру в Вышнем Волочке. Известно, что организатор его некто господин К. сам играл на цитре. И почему не предположить, что после концерта местная знать заговорила о создании в городе своего театра? Разве не подтверждает такую мысль фотография, хранящаяся в фондах краеведческого музея? На ней изображены артисты-любители драмкружка Дворянского собрания 1893-1895 гг. Среди них есть Н.М. Красильников по прозвищу Кока. Может быть, это и есть тот самый господин К., который помог будущей «Чайке» организовать концерт.
Через три года, 6 декабря 1896 года, в Вышнем Волочке состоялся спектакль Величко «Первая муха». Эта дата стала днем рождения драматического театра, которому через два года исполняется 100 лет.

Но при чем здесь Комиссаржевская? Какое она имеет отношение к открытию театра? Да никак нельзя отрицать ее невольного влияния на это событие. 1896 год в судьбе Комиссаржевской стал еще одной ступенью к славе. Весной ее принимают в труппу Александринского театра, и в мае она приезжает снова в Буславлю.
Почти два месяца живет Вера Федоровна в вотчине своего дяди, и трудно предположить, чтобы неуемная по натуре, вдохновленная успехом на сцене, могла она просидеть всё это время на веранде деревенского дома. Конечно, были встречи с друзьями в Вышнем Волочке, с актерами-любителями. Наверняка были и музыкальные вечера, а на них разговоры о возможности иметь в городе театр.
Той же осенью 1896 года случится знаменитый провал «Чайки», где будет замечена великолепная игра В.Ф. Комиссаржевской самим А.П. Чеховым. Так и останется актриса в истории театра «Чайкой русской сцены». И пусть маленькую, но причастность к этому вечному полету «Чайки» имеет наш Вышневолоцкий край.

Возврат в МЕНЮ