Возврат в МЕНЮ
ДВ №7 от 20 апреля 1994, стр. 1, 3  

Матюнин Рудий Иванович

 
(02.12.1938-22.11.2002) – основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов. 50 статей.
     

Мой город – ровесник Москвы!?

«…От Волочка поехал на ладье…»
В новогоднем номере нашей газеты в статье «Первое упоминание» речь шла о дате рождения Вышнего Волочка. Уточним, что Указ Екатерины II о статусе города был опубликован в 70 году, и вместе с нашим городом его получили Валдай и Осташков. Называлась и дата первого узаконенного упоминания города, в связи с походом войск Ивана IV на Новгород в 1471 году. Но, оказывается, есть в литературе и более раннее упоминание о Вышнем Волочке. Передо мной лежит книга «Все едина суть», изданная в серии «История Отечества в романах, повестях, документах. Век XV–XVI». А в ней помещено сочинение «Хождение на Флорентийский собор», где упоминается наш город.
Сочинение посвящено описанию поездки русской делегации на Ферраро-Флорентийский собор 1438–1439 годов, где провозглашена уния между католической и православной церковью. Византия пошла на союз с католиками в надежде получить помощь в борьбе с турками-османами, а папство видело в унии этап в попытке подчинить себе православную церковь.
Автор «Хождения» – член русской делегации, мирянин, светский чиновник суздальского епископа Авраамия, также принимавшего участие в поездке. Сочинение представляет своеобразный дневник путешествия, и впоследствии не обрабатывавшийся. Особенность этого сочинения в точности, когда записываются не только даты, но и расстояния между самыми малыми пунктами, каким был и наш Вышний Волочек, носивший тогда название в одно слово. Известны 22 списка этого сочинения, и в книге опубликована первоначальная редакция.
Познакомимся с текстом «Хождения на Флорентийский собор», где упоминается наш город.
«В 6945 (1437) году, в день рождения святой Богородицы (8 сентября), поехал митрополит Исидор* из Москвы, приехал в Тверь в день Воздвижения честного креста (14 сентября). А с ним был владыка Авраамий Суздальский. И встретил его тверской князь Борис** со своими боярами, с большими почестями, также и владыка Илиа*** с крестами, со всеми священниками, и все население того города. И пробыл он в Твери девять дней. А выехал в воскресенье и ночевал в Савиной пустыни. А от Москвы до Твери сто восемьдесят верст. А от Твери до Торжка шестьдесят верст, а от Торжка до Волочка семьдесят верст. А от Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста верст».
После воспроизведения отрывка нет надобности, по-моему, доказывать, что к отсчету первого упоминания о нашем городе можно смело прибавить еще 34 года и вести его от 1437 года. Но еще более удивительное открытие ждало меня.

«И за волочком возме дань...»
В библиотеке им. Горького взял Новгородскую летопись младшего и старшего извода. В именном указателе не было Вышнего Волочка.
Пришлось перелистывать страницы с упоминанием Торжка, Нового торга в надежде обнаружить косвенные намеки на нахождение моего города. Пусто! Уже собираясь покинуть гостеприимный зал, решил для очистки совести пролистать страницы, где присутствовала река Мста. Одна, другая… и вдруг разбухло перед глазами слово «Волочек». Не веря глазам, тряхнул головой, зажмурился и снова вперил глаза в строки. В рассказе о тяжбе 1195-1196 годов Всеволода с новгородцами по поводу княжения Ярослава упоминается Волочек.
Дело происходит в лето 6704 года, или в 1196 году. Сидел тогда в Новгороде Ярослав. Но Мирошка Незденич захотел посадить князем своего сына и поехал во Владимир к Всеволоду. Чтобы дать возможность Ярославу спокойно править в Новгороде, Всеволод задержал Мирошку с товарищами. Потом отпустил Бориса и Никифора, но Мирошку, Иванка и Фому держал, несмотря на просьбы из Новгорода. Наконец отпустил и Фому, но продолжал держать Мирошку и Ивана.
Это сильно рассердило новгородцев, и они изгнали Ярослава, а сами отправились в Чернигов просить сына у тамошнего князя. Но если раньше князья уезжали из Новгорода, не тая зла, то времена изменились, и Ярослав Владимирович не поехал дальше Торжка. Здесь принят с поклоном. Ярослав... «княжеще на Торжку в своей волости, и дани поимаше во всей волости: по Верху Мсте и за Волочком возме дань, а новгородцев изъизыма Всеволод за Волочком и по всей земле своей, держаще у себя, не пустя их в Новгород».
Не скажу, что эти строки проходили мимо исследователей. Но покойный директор краеведческого музея А.X. Репман считал, что здесь имеется в виду Волок Ламский, что под Москвой. Но в московском летописном своде, на который ссылается Артур Христианович, написано не Волочек, а волок. То есть не название, а слово, и с маленькой буквы. Действительно, может подразумеваться любой волок. И потому историк решительно вычеркивает карандашом выписку из летописи из предположительных упоминаний о Вышнем Волочке. Помог ему сомневаться, вероятно, и историк С.М. Соловьев, который в шестой главе второго тома интерпретирует эти события так: «...и стал брать дани по всему верху, по Мсте и даже за Волоком, а Всеволод в то же время перехватывал везде новгородцев и не пускал из Владимира».
Но внимательно прочитайте строки летописи. Там нет слова «даже», да и «изымал» он новгородцев не просто везде, а «за Волочком», в том числе. Возникают сомнения и по поводу того, что под словом «Волочек» и даже «волок» подразумевается Волок Ламский. Тот отстоял от Торжка по тем временам в значительном удалении и никак не мог принадлежать новгородцам. Речь же идет о взимании дани в новгородской волости «по Верху Мсты и за Волочком», чем новгородцы, конечно же, были обижены, ведь это исконно их земля, как и тем, что за Волочком, тоже в их вотчине, задерживал князь Всеволод новгородцев и держал их.
Не держу свое мнение за истину в последней инстанции и буду рад выслушать возражения. Пока же считаю, что через два года моему городу исполнится 800 лет!


*…Митрополит Исидор – Исидор, митрополит Киевский и Всея Руси (1437-1441).
** …Тверской князь Борис – Борис Александрович, великий князь Тверской (1425-1461).
*** …Владыка Илиа – Илия, епископ Тверской

Возврат в МЕНЮ