Возврат в МЕНЮ
ДВ №1 от 22 октября 1993, стр. 7  

Матюнин Рудий Иванович

 

(02.12.1938-22.11.2002) – основатель газеты «Древний Волок» и Альманаха ВИКа, учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (1993-2002) и Альманаха ВИКа (1997-2002), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (1998-2002), член Союза журналистов. 50 статей..

     

И мастерство для вдохновенья

Представьте, открывается занавес. На сцену выходит актер и произносит торжественный, более того, трагический монолог, а взгляд зрителя падает на декорацию, изображающую дом... вверх ногами. И вместо слез, которые должны засверкать, в зале раздается смех.
Скажете, не бывает? Сколько угодно. И потому так дорожат в театре опытными машинистами сцены, костюмерами, реквизиторами, парикмахерами.
Заведующий постановочной частью вышневолоцкого театра Ю.Г. Зайцев начинал в 1964 году, и прошел все ступени от монтировщика сцены до главной должности, и вправе наравне с актерами судить с ностальгической грустью о прошлом:
– Нет, что-то улетучивается из театра, уходит безвозвратно!
– Не преувеличиваете?
– Нисколько! Какая-то дружеская, озорная атмосфера была в театре, и мы буквально летели на работу. Да и проводили здесь большую часть своей жизни.
– Может, зарплата была повыше, чем ныне?
– Не скажите. Нас заработком никогда не баловали, а теперь и вовсе 15 – 20 тысяч могут соблазнить только... – он осекся, и предоставим читателю добавить слово.
Юрий Георгиевич рассказывал, а я представлял робкого новичка, только что принятого монтировщиком, которого режиссер посылает «принести реплику с чердака, чтобы прибить к декорации». Ночные «капустники» после премьер. Постоянные розыгрыши, вызывающие гомерический хохот в коридорах, будто день смеха – первое апреля – длился весь театральный сезон.
Наверное, нынешняя нестабильность ожесточает сердца, черствит мысли и делает нас рационалистами. А жаль – мне кажется, любовь и тепло, разлитые по коридорам театра, способны впитывать и декорации, и реквизит и литься светом да звуками на сцену. А без этого актер обнажен и может рассчитывать лишь на свои способности.
– А какие у вас были накладки? – увожу Юрия Георгиевича от повседневных забот, которыми он занят по горло.
– Как без них, – не скрывает собеседник. – Жизнь подбрасывает такие сюрпризы, что долго после них в себя не приходишь. Помню непролазную дорогу в Нелидово. Везли мы спектакль «Финист – Ясный Сокол». Ехали в полной уверенности, что удивим зрителей прекрасными декорациями. Но когда прибыл в районный центр гусеничный трактор, в кузове не оказалось половины фанерных стен домов, деревьев и мебели: по дороге вытрясло и выдуло ветром на каких-то колдобинах и украсило сельский пейзаж. На какие уловки мы только не пошли, чтобы восполнить декорации – использовали обыкновенные скамейки, столы, закрывали холстами. К тому же режиссер предупредил, чтобы не говорили актерам о подмене. Ничего, вышли из положения.
Юрий Георгиевич мог бы рассказать многое из своей тридцатилетней практики, но об этом в другой раз. Мы еще вернемся в цехи театра и подробнее расскажем о том, чего не видит зритель. Не забудем заглянуть к осветителям, которых возглавляет тоже почти тридцать лет В.Г. Иванов, в цех звукозаписи спектаклей, где столько же лет трудится В.П. Зубарев, в реквизиторскую к В.Ф. Волковой, в другие цехи. А разве не заслуживает отдельного разговора судьба бывшего прекрасного актера, а ныне главного изготовителя реквизита В.И. Вывознова, которого иначе как «золотые руки» и не называют в театре?
По-моему, тема театра неисчерпаема. И как нам, вышневолочанам, повезло, что собрались любители театра и сказали друг другу: «Давайте играть спектакли!». И что нашлись купцы В.Г. Демидов и Н.Н. Федоров, ответившие: «Быть по сему! Деньги дадим, на сцену выйдем!»
Любите и берегите театр! Помогайте чем можете! А главное – ходите на его прекрасные спектакли, которые, право, не хуже столичных! Узнавайте в городе актеров, берите у них автографы! Гордитесь, что в нашем городе есть театр!

Возврат в МЕНЮ